город Иркутск |
|
08 августа 2018 г. |
Дело N А78-14513/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной инспекции Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 ноября 2017 года по делу N А78-14513/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Горкин Д.С.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
акционерное общество "Читаэнергосбыт" (г. Чита, ИНН: 75360666430, ОГРН: 1167536058480, далее - АО "Читаэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Государственной инспекции Забайкальского края (далее - Госинспекция) о признании недействительным предписания N 910 от 19.09.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Макарова Ольга Николаевна.
Решением Арбитражного Забайкальского края от 23 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2018 года решение суда от 23 ноября 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Госинспекция ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения судами части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ); указывает на необходимость проводить расчёты по начислению платы за коммунальные ресурсы на ОДН в многоквартирных жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными, по установленным нормативам; считает, что общество не производило вообще расчётов платы за электрическую энергию по нормативам; просит судебные акты отменить.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Читаэнергосбыт" считает её доводы несостоятельными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в адрес Госинспекции поступило заявление (информация) от жителя д. 20, ул. Новая, г. Петровск-Забайкальский Макаровой О.Н. о нарушениях, допущенных заявителем в процессе оказания коммунальных услуг по электроснабжению.
По результатам предварительной проверки Госинспекцией были установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушениях обществом обязательных требований, что послужило основанием для проведения внеплановой проверки (распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от 11.09.2017 N 2710-р/ж).
По результатам внеплановой проверки Госинспекцией был составлен акт проверки N 1911 от 19.09.2017.
Данным актом зафиксировано, что согласно представленным документам начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды (далее - ОДН), производится по общедомовым приборам учета, установленным сетевой организацией Трансэнерго ОАО "РЖД" Забайкальской дирекции по энергообеспечению, о чем составлены акты допуска N 944 и 995 от 17.04.2013.
На основании акта обследования помещения (жилого дома) N 35 от 15.11.2011, заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 23.12.2011 N 31 многоквартирный жилой дом N 20 по ул. Новая г. Петровск-Забайкальский признан аварийным и подлежащим сносу.
Госинспекция пришла к выводу, что общество при определении размера платы потребителя Макаровой О.Н. за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, по адресу: г. Петровск-Забайкальский, ул. Новая, д. 20. кв. 3, в период с апреля 2013 по май 2016 года нарушило требования части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, поскольку начисление оплаты за услугу по электроснабжению на общедомовые нужды должно производится по установленным нормативам, а не по имеющимся приборам учета.
На основании проведенной проверки 19.09.2017 Госинспекцией выдано предписание N 910 от 19.09.2017, согласно которой общество обязано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, по установленным нормативам.
Удовлетворяя заявленные требования о признании предписания недействительным как несоответствующего Федеральному закону N 261-ФЗ, суды двух инстанций правомерно исходили из правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Обзоре судебной практики N 2 (2016).
"Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в силу предложения 5 части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В соответствии с пунктом 44 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления".
При таких условиях не может быть признан обоснованным довод кассационной жалобы о том, что общество не могло использовать показания коллективных приборов учета, законно установленных в ветхом и аварийном жилье (объекте), для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды как основанный на неправильном толковании статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Кроме того, как верно отметили суды, обстоятельства, свидетельствующие о превышении начисленного обществом размера платы за энергоресурсы на общедомовые нужды над утвержденными нормативами потребления, Госинспекцией не установлены.
При таких условиях на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предписание Госинспекции было признано недействительным.
Доводы кассационной жалобы о том, что в рассматриваемом случае расчёты за электрическую энергию на ОДН необходимо производить по нормативам, что общество не сделало, проверены, однако, учтены быть не могут.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Госинспекция, выдавшая предписание, обязана была обосновать обязанность общества производить расчёты по нормативам при наличии законно установленных и введённых в эксплуатацию коллективных приборов учёта. Поскольку, как верно признали суды, превышения размера платы за электрическую энергию на ОДН над утверждёнными нормативами потребления доказано не было, у судов не имелось оснований считать выданное обществу предписание законным.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 ноября 2017 года по делу N А78-14513/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.