г. Иркутск |
|
22 мая 2008 г. |
N А19-14714/07 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Гуменюк Т.А., Шелёминой М.М.,.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "ИНК-НефтеГазГеология" - Милова Е.Ю. (доверенность N 62/8 от 15.05.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНК-НефтеГазГеология" на решение от 14 января 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14714/07 (суд первой инстанции - Куклина Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНК-НефтеГазГеология" (далее - ООО "ИНК-НефтеГазГеология", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области (далее - Управление), выразившегося в уклонении от создания комиссии для передачи скважин, от совершения действий, направленных на передачу скважин, пробуренных на Аянском участке недр Иркутской области, обязании Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области совершить действия, направленные на передачу скважин, пробуренных на Аянском участке недр Иркутской области.
Решением суда от 14 января 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
В кассационной жалобе общество ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильном применении норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Управление федерального агентства о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление N 68430 от 30.04.2008), однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно выданной ООО "ИНК-НефтеГазГеология" лицензии на право пользования недрами серии ИРК N 13568 HP, обществу разрешено геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Аянского участка недр Иркутской области.
В соответствии с условиями Лицензионного соглашения к указанной лицензии, общество обязано обеспечить сохранность фонда скважин, пробуренных на лицензионном участке, осуществлять в течение срока действия лицензии за счёт собственных средств контроль за техническим состоянием фонда скважин, в том числе ликвидированных, расположенных в пределах участка недр.
Как установлено материалами дела и следует из ответов Управления по недропользованию по Иркутской области в пределах Аянского участка пробурены скважины: ликвидированные - 33, 43, 45, 46, 47, 48, 49, 57, 60, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 72, 73, 74 Аянские, 35 Ярактинские, законсервированные - 40, 54, 58, 59 Аякские, 119 Поймыгинская,
16.04.07 обществом в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области направлено письмо N 176-и с просьбой о создании комиссии для приема-передачи законсервированных скважин - 40, 54, 58, 59 Аянские, 119 Поймыгинская Аянского участка, определения стоимости, порядка и сроков передачи данных скважин а также для передачи ликвидированных скважин - 33, 43, 45, 46, 47, 48, 49, 57, 60, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 72, 73, 74 Аянские, 35 Ярактинская, в целях обеспечения наблюдения и контроля за скважинами.
Однако, комиссия Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области не была создана и передача скважин не произведена.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействий Управления, выразившегося в уклонении от создания комиссии для передачи скважин, от совершения действий, направленных на передачу скважин, пробуренных на Аянском участке недр Иркутской области и обязании Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области совершить действия, направленные на передачу скважин, пробуренных на Аянском участке недр Иркутской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2.1.43 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (далее - Государственная программа приватизации), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.19993 N 2284 к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, относятся скважины глубокого бурения, расположенные в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям.
В силу части 6 статьи 43 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
На основании статьи 7 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 и пункта 1.5 Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 11.09.96 г. N 35, осуществлять исключительное право пользования недрами в границах горного отвода, в соответствии с предоставленной лицензией, имеет пользователь недр. Лицо, не обладающее лицензией на право пользования недрами, не может осуществлять пользование скважиной. В связи с чем, эксплуатация скважины неразрывно связана с лицензией на пользование недрами в границах отвода.
Из материалов дела следует, что 16.04.07 общество обратилось с письмом N 176-и в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области с просьбой о создании комиссии для приема - передачи законсервированных скважин - 40, 54, 58, 59 Аянские, 119 Поймыгинская Аянского участка, определения стоимости, порядка и сроков передачи данных скважин, а также для передачи ликвидированных скважин - 33, 43, 45, 46, 47, 48, 49, 57, 60, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 72, 73, 74 Аянские, 35 Ярактинская, в целях обеспечения наблюдения и контроля за скважинами.
Письмом 11.07.07 Управлением дан ответ N НД-12/4647, в котором разъяснено, что передача заявителю скважин, пробуренных за счёт средств государственного бюджета в пределах лицензионных участков, возможна только на праве аренды.
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
Предоставление недр в пользование (хозяйственное использование с извлечением из него полезных свойств) оформляется специальным разрешением в виде лицензии (ст.ст.11, 15 Закона), удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней содержанием (ст.12 Закона) и целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно статье 13.1 Закона о недрах лицензия на право пользования недрами выдается по результатам проведения конкурсов или аукционов. Пользование недрами в соответствии с лицензией предполагает эксплуатацию скважин, расположенных в пределах горного (геологического) отвода. При этом пользование скважиной может осуществлять только лицо, получившее лицензию на пользование недрами, на территории, в пределах которой располагается такая скважина. Таким образом, эксплуатация скважины неразрывно связана с лицензий на пользование недрами в границах отвода.
Поскольку, состав участников пользователей недр ограничен обладателем лицензии, приватизация скважин глубокого бурения, пробуренных за счет государственного бюджета, в порядке и способами, предусмотренными Государственной программой приватизации и Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" по существу невозможна, о чем и свидетельствует пункт 2.1.43 Государственной программы приватизации.
Следовательно, вывод суда о том, что у Управления федерального агентства имелись правовые основания не создавать комиссию для приема - передачи законсервированных скважин, в связи с чем не усматривается бездействие Управления, выразившегося в уклонении от создания комиссии для передачи скважин, от совершения действий, направленных на передачу скважин, пробуренных на Аянском участке недр Иркутской области, является правильным.
Другие доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом, и поэтому не могут быть приняты, учитывая требования статьи 286 АПК Российской Федерации о пределах компетенции суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривается.
Излишне уплаченная государственная пошлина ответчиком при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании части 1 статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14 января 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14714/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ИНК-НефтеГазГеология" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Т.А.Гуменюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.