г. Иркутск |
|
27 июня 2008 г. |
N А78-614/2008-С1-3/34-Ф02-2813/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Гуменюк Т.А.,
судей: Смоляк Л.И., Шелёминой М.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района "Читинский район" на решение от 04 апреля 2008 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-614/2008-С1-3/34 (суд первой инстанции: Шеретеко Н.Ю.),
установил:
Администрация муниципального района "Читинский район" (далее - Администрация Читинского района) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области (далее - ТУ ФАУФИ) от 03.12.2007 N 1688 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным (дочерним) предприятием Дорожным ремонтно-строительным управлением N 1 (далее - ГУП ДРСУ N 1) в собственность муниципального района "Читинский район" и о признании недействительным распоряжения от 24.12.2007 N 1789 "Об утверждении акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП ДРСУ N 1 в собственность муниципального района "Читинский район".
Определением суда от 15 февраля 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Дорожное ремонтно-строительное управление N 1.
Решением суда от 04 апреля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Обжалуя решение суда, Администрация Читинского района оспаривает вывод суда о законности распоряжений ТУ ФАУФИ, указывая, что при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования не учтено волеизъявление заявителя на принятие жилого дома, а также указывает на нарушение порядка передачи имущества, так как ответчиком не был представлен пакет необходимых документов, в связи с чем просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 64987 от 10.06.2008, N 64986 от 09.06.2008, N 64988 от 11.06.2008), однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Администрацией Читинского района заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие её представителей.
Как видно из материалов дела, согласно выписке из реестра федерального имущества от 08.08.2007 жилой 75-квартирный дом, расположенный по адресу: Читинский район, с. Угдан, улица Трактовая, 1а, инженерные коммуникации и сети, являющиеся федеральной собственностью, в соответствии с распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области от 25.04.2000 N 836 закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП ДРСУ N 1.
ТУ ФАУФИ издано распоряжение от 03.12.2007 N 1688 о прекращении права хозяйственного ведения ГУП ДРСУ N 1 на указанное имущество и его передаче в собственность муниципального района "Читинский район".
Распоряжением ТУ ФАУФИ от 24.12.2007 N 1789 утверждён акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП ДРСУ N 1, в собственность муниципального района "Читинский район".
Считая указанные распоряжения незаконными, Администрация Читинского района обратилась в суд с заявлением о признании их недействительными.
При рассмотрении настоящего дела суд установил, что предварительного согласования о передаче жилого дома из федеральной собственности в муниципальную с Администрацией Читинского района не проводилось, и, сделав вывод о том, что действительной причиной отказа заявителя от принятия имущества является отсутствие в бюджете муниципального района средств на содержание дома, которая не может быть признана правовым основанием для такого отказа, сделал вывод о законности оспариваемых распоряжений ТУ ФАУФИ.
Проверив законность и обоснованность решения суда, принятого по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе, в результате разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, и, если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П).
При рассмотрении настоящего дела Арбитражным судом Читинской области установлено, что волеизъявление Администрации Читинского района на передачу жилого дома не учитывалось, а действия по такой передаче между органом местного самоуправления и ТУ ФАУФИ не были согласованы.
Кроме того, ТУ ФАУФИ не представлены доказательства того, что на момент издания распоряжения от 24.12.2007 N 1789 "Об утверждении акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП ДРСУ N 1 в собственность муниципального района "Читинский район" ответчиком были представлены документы, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Читинской области подлежит отмене, а заявленные Администрацией муниципального района "Читинский район" требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 04 апреля 2008 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-614/2008-С1-3/34 отменить.
Принять новое решение.
Заявленные требования удовлетворить.
Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области от 03.12.2007 N 1688 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным (дочерним) предприятием Дорожным ремонтно-строительным управлением N 1 в собственность муниципального района "Читинский район" и распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области от 24.12.2007 N 1789 "Об утверждении акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным (дочерним) предприятием Дорожным ремонтно-строительным управлением N 1 в собственность муниципального района "Читинский район" признать недействительными.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Читинской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Гуменюк |
Судьи |
Л.И. Смоляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.