г. Иркутск |
|
04 декабря 2008 г. |
N А10-3523/07 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Скубаева А.И., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителя МИФНС РФ N 8 по Республике Бурятия Пиноевой С.Н. (доверенность от 14.10.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тимлюйский завод АЦИ" на решение от 23 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление от 01 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-3523/07 (суд первой инстанции - Марактаева И.Г.; суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Доржиев Э.П., Рылов Д.Н.)
установил:
открытое акционерное общество "Тимлюйский завод АЦИ" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия (далее - инспекция) N 7069 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.08.2007 в части предложения уплатить:
- налог на прибыль, подлежащий уплате в Федеральный бюджет, в сумме 1 112 922 рубля, пени в сумме 3 242 рубля 30 копеек;
- налог на прибыль, подлежащий уплате в региональный бюджет, в сумме 3 125 948 рублей, пени в сумме 9 664 рубля 50 копеек.
Решением от 7 декабря 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 08 апреля 2008 года Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 23 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое требование признано недействительным в части предложения уплатить 1 456 рублей 09 копеек пени в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в Федеральный бюджет, 4 552 рубля 93 копейки пени в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в республиканский бюджет. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением от 01 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтены те обстоятельства, что на момент выставления требования у общества имелась переплата в отношении налога на прибыль, которая инспекцией должна была быть зачтена в счет уплаты недоимки. Общество также указывает, что исходя из данных справок N 12244 и N 12290, акта N 1670, общество не имело недоимки в оспариваемый период в отношении налога на прибыль. Общество, кроме того, считает, что его обязанность по уплате налога на прибыль изменилась при подаче уточненных налоговых деклараций, следовательно, изменились размеры платежей, подлежащих уплате в бюджеты.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По делу объявлялся перерыв со 2 декабря 2008 года до 11 часов 4 декабря 2008 года, после перерыва стороны в судебное заседание не явились.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией в адрес общества было направлено требование N 7069 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.08.2007, в котором предложено в срок до 27.08.2007 погасить задолженность по налогам на прибыль и на имущество и соответствующим пени в общей сумме 4 284 460 рублей 60 копеек.
Считая требование инспекции в указанной выше части необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в этой части недействительным.
Отказывая частично при новом рассмотрении в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что данные расчетов налоговой инспекции подтверждают, что по состоянию на 06.08.2007 у общества имелась недоимка в отношении налога на прибыль в Федеральный и республиканский бюджеты в суммах 1 112 922 рубля и 3 125 948 рублей. Инспекция не обязана производить зачет излишне взысканных сумм налога без подачи налогоплательщиком заявления о возврате данного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно налоговой декларации за 1 полугодие 2007 года суммы налога на прибыль в федеральный и республиканский бюджеты на день уплаты 30.07.2007 составили 1 042 165 рубля и 2 802 829 рублей соответственно. В соответствии с расчетом налоговой инспекции на 01.07.2007 у общества имелась переплата в отношении налогов на прибыль в оба бюджета в суммах 276 631 рубль и 615 157 рублей.
В соответствии с актом сверки расчетов по форме N 23-А от 08.02.2006 N 960 на 01.01.2006 у общества имелась недоимка по налогам на прибыль в Федеральный и республиканский бюджеты в суммах 16 307 рублей 26 копеек и 29 151 рубль 93 копейки.
Указанные суммы налогов, недоимки и переплаты отражены в расчетах налоговой инспекции о начисленных и уплаченных обществом сумм налога в Федеральный и республиканский бюджеты с 01.01.2006 по 06.08.2007 (л.д.3 т.3).
Данные последних расчетов подтверждены налоговой декларацией, актом сверки расчетов, платежными поручениями, представленными обществом по требованию суда.
Таким образом, судами обоснованно сделан вывод о том, что по состоянию на 06.08.2007 согласно представленным документам у общества имелась недоимка в отношении налога на прибыль в Федеральный и республиканский бюджеты в суммах 1 112 922 рубля и 3 125 948 рублей.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 26.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что денежные средства в размере 672 980 рублей 03 копейки (пени, начисленные в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в Федеральный бюджет) и 92 599 рублей (неуплаченный налог на прибыль, подлежащий зачислению в республиканский бюджет) взысканы инспекцией до 01.01.2007 на основании требований, признанных впоследствии недействительными в части взыскания налогов и пени постановлениями от 31 мая 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда (по делам N А10-3531/06 и N А10-6094/2006), оставленными в этой части без изменения при обжаловании их в кассационной инстанции.
Изложенное подтверждается справкой Кабанского ОСБ от 06.06.2008 (л.д. 62 т.4), а также копиями инкассовых поручений.
Учитывая, что списание перечисленных сумм произведено до 01.01.2007, порядок возврата (зачета) таких сумм регламентируется пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 26.07.2006 N 137-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Исходя из пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пунктом 11 указанной статьи правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Таким образом, положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые органы наделены полномочиями самостоятельно производить зачет излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки по налогам (пеням) в тот же бюджет и должны производить такой зачет.
Учитывая, что взыскание 672 980 рублей 03 копейки (пени, начисленные в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в Федеральный бюджет) и 92 599 рублей (неуплаченный налог на прибыль, подлежащий зачислению в республиканский бюджет) произведено инспекцией неправомерно, по данным суммам надлежало произвести зачет в счет образовавшейся у общества недоимки по налогам на прибыль и НДС.
Таким образом, оспариваемое требование инспекции в части уплаты сумм в размере 672 980 рублей 03 копейки и 92 599 рублей является необоснованным.
Принимая во внимание представленный инспекцией уточненный расчет пени (л.д.86 т.4), подлежали начислению пени на суммы налога на прибыль (Федеральный бюджет) в размере 92 553 рубля 97 копеек и налога на прибыль (республиканский бюджет) в размере 2 098 072 рубля 67 копеек. Исходя из этого, правильным будет следующий расчет пени: 92 553.97 х 0.00033333333333 х 7 дней ? 215.95 рублей (пени в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в Федеральный бюджет); 2 098 072.67 х 0.00033333333333 х 7 дней ? 4 895.45 рублей (пени в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в республиканский бюджет).
В этой связи следует признать неправомерным начисление в оспариваемом требовании пени в сумме 3 026 рублей 38 копеек (в отношении налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Федеральный бюджет), в сумме 4 769 рублей 04 копейки (в отношении налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в республиканский бюджет).
При таких обстоятельствах оспариваемые акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене в части:
- отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого требования в части предложения уплатить 672 980 рублей 03 копейки налога на прибыль, подлежащего зачислению в Федеральный бюджет, 92 599 рублей 33 копейки налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет;
- отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого требования дополнительно в части начисления пени в сумме 1 570 рублей 29 копеек (3026,38 рублей - 1456,09 рублей ) (в отношении налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Федеральный бюджет), в сумме 216 рублей 11 копеек (4769,04 рублей - 4 552,93 рублей) (в отношении налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в республиканский бюджет).
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, с инспекции в доход общества с учетом госпошлины, уплаченной налогоплательщиком в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, подлежит взысканию госпошлина в сумме 720 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление от 01 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-3523/07 отменить в части:
- отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия N 7069 в части предложения уплатить 672 980 рублей 03 копейки налога на прибыль, подлежащего зачислению в Федеральный бюджет, 92 599 рублей 33 копейки налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет;
- отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия N 7069 дополнительно в части начисления пени в сумме 1 570 рублей 29 копеек (в отношении налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Федеральный бюджет), в сумме 216 рублей 11 копеек (в отношении налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в республиканский бюджет).
Принять в данной части новое решение.
Требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия N 7069 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.08.2007 признать недействительным дополнительно в части: предложения уплатить 672 980 рублей 03 копейки налога на прибыль, подлежащего зачислению в Федеральный бюджет, 92 599 рублей 33 копейки налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет; предложения уплатить пени в сумме 1 570 рублей 29 копеек (в отношении налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Федеральный бюджет), в сумме 216 рублей 11 копеек (в отношении налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в республиканский бюджет).
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия N 7069 в пользу открытого акционерного общества "Тимлюйский завод АЦИ" 720 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Брюханова |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.