г. Иркутск |
|
11 января 2008 г. |
N А19-5722/07-11-Ф02-8640/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Евдокимова А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Брюхановой Т.А.,
с участием представителей сторон:
от общества с ограниченной ответственностью "СП Сибэкспортлес-Тайрику" Изотченко А.Н. (доверенность N 2/08-СП от 01.01.2008),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Дедюхина Б.В. (доверенность от 09.01.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 18 июня 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 3 октября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-5722/07-11 (суд первой инстанции - Филатов Д.А., суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Лешукова Т.О., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СП Сибэкспортлес-Тайрику"Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее- инспекция) о признании незаконным решения N02/1-43/270/271 от 21.02.2007 в части подпункта 1.1 пункта 1 в размере 250 рублей, подпункта 2.1 "а" пункта 2 об уплате налоговых санкций пункта 1 решения, пункта 3 об уменьшении на исчисленный в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за февраль 2005 года к уменьшению в размере 3 360 283 рублей, о признании недействительным требования N11984 об уплате налога в сумме 3 630 283 рублей.
Решением от 18 июня 2007 года Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены в части пункта 3 решения инспекции N 02/1-43/270/271 от 21.02.2007 об уменьшении на исчисленный в завышенных размерах налог за февраль 2005 года к уменьшению в размере 3 590 779 рублей, и о признании недействительным требования N 11984.
Постановлением апелляционной инстанции от 3 октября 2007 года решение суда оставлено без изменения.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и разрешить вопрос по существу.
По мнению заявителя кассационной жалобы, сумма налога на добавленную стоимость в размере 8 829 рублей относится к расходам по экспортной реализации, а в соответствии с пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- Кодекс) вычеты таких сумм налога производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса.
Также инспекция указывает, что налоговые вычеты по счетам-фактурам некоторых поставщиков общества применены неправомерно, так как в нарушение пункта 8 статьи 169 Кодекса и пункта 7, 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее-Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 914 от 02.12.2000, счета-фактуры не включены в книгу продаж в соответствующем периоде. В нарушение пункта 1 статьи 172 Кодекса по некоторым счетам-фактурам не представлены документы, подтверждающие фактическую уплату суммы налога. В нарушение подпункта 3 пункта 5 статьи 169 Кодекса в счетах-фактурах отражены недостоверные сведения о наименовании и адресе грузоотправителе.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2005 года инспекцией принято решение N 02/1-43/270/271 от 21.02.2007 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Кодекса, предложении уплатить суммы налоговых санкций в размере 250 рублей, уменьшении начисленного налога на добавленную стоимость в размере 3 630 283 рублей.
Основаниями отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость инспекция указала несоответствие представленных обществом счетов-фактур поставщиков требованиям статьи 169 Кодекса, ввиду недостоверности отраженных в них сведений, непредставление документов по требованию инспекции, несоответствие данных книги продаж за февраль 2005 года и налоговой декларации за указанный налоговый период, непредставление документов об оплате, непредставление товарно-транспортной накладной, неправомерность заявленных вычетов по внутреннему рынку по Внештогбанку.
На основании указанного решения инспекцией в адрес общества выставлено требование N 11984 от 14.03.2007 об уплате 3 630 283 рублей недоимки по налогу на добавленную стоимость.
Судебные инстанции, признавая недействительным решение инспекции в указанной части, исходили из того, что налоговые вычеты на сумму 3 590 779 рублей применены обществом в соответствии с положениями статей 171, 172 Кодекса. По сроку уплаты налога на 20.03.2005 у общества имелась переплата в сумме 10 483 887,77 рублей, налоговой проверкой декларации за февраль 2005 года недоимки по налогу на добавленную стоимость за указанный период не установлено, у инспекции отсутствовали основания для выставления требования N 11984.
Согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетами являются суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с 21 главой Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик обязан доказать правомерность своих требований. При этом документы, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия.
Инспекцией по результатам проверки отказано обществу в подтверждении вычетов по налогу на добавленную стоимость на общую сумму 3 452 809 рублей, в том числе по поставщикам: Внешторгбанк в размере 8 829 рублей, ООО "Ангарскэнергокомплект в размере 82 277 рублей, ООО "Лестех-Сервис" в размере 29 064 рублей, ООО ТГ "Бизнес-Контракт" в размере 2 212 рублей, ООО "Электростиль" в размере 126 936 рублей, ООО "Рейнир" в размере 76 197 рублей, ООО "ТД ИЗНУ" в размере 27 596 рублей, ИП Дроздов в размере 17 725 рублей, ЗАО "Вентиляция, водоснабжение, теплоснабжение" в размере 30 126 рублей, ООО "ИСТ-Экспресс" в размере 28 282 рублей, ЗАО "Иркут БКТ" в размере 2 242 рублей, ЗАО "Глобал Тел" в размере 198 рублей, ЗАО "Иркутскэнерго" в размере 29 443 рублей, ООО "СП Игирма-Тайрику" в размере 2 161 448 рублей и 196 963 рублей, также ООО "СП Игирма-Тайрику" в размере 23 624 рублей, 21 886,80 рублей, 40 157,80 рублей, 41 999,60 рублей, и ООО "Уралтехимпорт" в размере 505 603 рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
Порядок составления счетов-фактур, а также журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги продаж и книги покупок установлен Правилами.
Согласно пункту 16 Правил, продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению).
В книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость, в том числе при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от нал ого обложения).
Пунктом 17 Правил, предусмотрено, что регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.
Учитывая правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлениях от 06.06.1995 N 7-П и от 13.06.96 N 14-П, от 28.10.99 N 14-П и Определении от 18.04.2006 N 87-0, от 12.07.06 N 267-0, суды первой и апелляционной инстанций правомерно приняли представленные в суд обществом документы, не являвшиеся предметом рассмотрения при камеральной проверке, и дали им оценку.
Одним из оснований отказа инспекции в принятии вычетов по налогу на добавленную стоимость явилось то, налогоплательщиком заявлены вычеты не в том налоговом периоде, поскольку счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (работ, услуг). В связи с этим, по мнению инспекции, спорные счета-фактуры, подлежали отражению в предыдущих налоговых периодах, когда были выполнены все условия, а не в феврале 2005 года.
Статьей 168 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Правил покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Порядок оформления и выставления счетов-фактур приведен в статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 данной статьи.
Таким образом, на основании счета-фактуры вычет налога на добавленную стоимость может быть применен в том налоговом периоде, когда с учетом оплаты и принятия к учету товара (работы, услуги) счет-фактура зарегистрирован в книге покупок, а сами по себе факты оплаты товаров (работ, услуг) с налогом на добавленную стоимость, принятие их к учету (оприходование) в отсутствие надлежаще оформленных счетов-фактур не дают налогоплательщику - покупателю товаров (работ, услуг) права на налоговые вычеты в соответствующем налоговом периоде в силу прямого на то указания в пункте 1 статьи 172 и пункте 2 статьи 169 Кодекса.
Следовательно, если счет-фактура, оформленный на основании и в соответствии с требованиями статьи 169 Кодекса, получен налогоплательщиком в налоговом периоде, следующем за тем, в котором приобретенные товары (работы, услуги) оплачены и приняты к учету, то вычет налога на добавленную стоимость должен производиться в том налоговом периоде, в котором получен счет-фактура.
Спорные счета-фактуры были зарегистрированы налогоплательщиком в феврале 2005 года. Инспекцией не представлено доказательств того, что общество получило указанные счета-фактуры, ранее, чем в указанном периоде.
Таким образом, общество правомерно заявило вычеты по налогу на добавленную стоимость в том налоговом периоде, когда были выполнены все условия реализации права на вычет по налогу на добавленную стоимость.
Арбитражный суд обоснованно признал, что налоговое законодательство не связывает нарушение правил регистрации счетов-фактур с основанием для отказа в принятии налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и не ограничивает право налогоплательщика на применение налогового вычета в более поздний налоговый период, чем в налоговый период, в котором возникло данное право.
Отказывая в принятии вычетов по налогу на добавленную стоимость, заявленных обществом по внутреннему рынку по Внешторгбанк, инспекция указала, что в наименовании товара в счетах-фактурах отражено - валютный контроль, ведение досье по экспортным контрактам, что, по мнению инспекции, связано с поступлением выручки по экспортным контрактам и относится к прямым расходам по экспортной реализации.
Судами установлено, что в связи с неподтверждением обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров в таможенном режиме экспорта за февраль 2005 года, налогоплательщиком с такой реализации была исчислена сумма налога к уплате в бюджет в размере 424 474 рублей и отражена в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2005 года по внутреннему рынку.
Учитывая, изложенное, а также, что инспекцией не было представлено доказательств, что оказанные банком услуги были связаны с вывозом товаров в таможенном режиме экспорта, суды правомерно указали, что отказ налогового органа в данной части является необоснованным.
Иные доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и являлись предметом рассмотрения в судах двух инстанций, а поэтому на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняются.
Статьи 171, 172 Кодекса, которыми установлены налоговые вычеты при исчислении налога на добавленную стоимость и порядок их применения, не содержат запрета на реализацию налогоплательщиком права применить вычет налога, уплаченного им поставщику полностью или частично за счет средств бюджетного финансирования.
В связи с этим не основан на законе вывод инспекции о неправомерности применения обществом налоговых вычетов в сумме 3 590 779 рублей.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и оснований для отмены принятых по делу судебных актов нет.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 июня 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 3 октября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-5722/07-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Евдокимов |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.