г. Иркутск |
|
24 декабря 2008 г. |
N А19-16362/07-57-18-Ф02-6445/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Косачёвой О.И.,
судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области Нечаева А.В. (доверенность N 352/08-13 от 21.01.2008), Циваня А.П. (доверенность N 08-13/1049 от 01.09.2008), Хлыстовой Н.В. (доверенность N 08-13/13444 от 08.12.2008) и прокурора Ульяновой М.С. (удостоверение N 171541),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области на решение от 8 сентября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16362/07-57-18 (суд первой инстанции - Сонин А.А.),
установил:
Заместитель прокурора Иркутской области (прокурор) обратился в Арбитражный суд Иркутской области в интересах Большереченского муниципального образования с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области (налоговая инспекция), от 07.05.2007 NN 340, 341 о возврате денежных средств, N 942 о зачете денежных средств, а также о возложении на налоговую инспекцию обязанности возвратить денежные средства в сумме 1 583 144 рубля в бюджет Большереченского муниципального образования из бюджета Иркутского районного муниципального образования.
Определением суда от 10 января 2007 года Арбитражного суда Иркутской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация Иркутского районного муниципального образования и открытое акционерное общество "Ангарская нефтехимическая компания" (общество).
Решением от 4 марта 2008 года Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 22 мая 2008 года Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 5 августа 2008 года Арбитражного суда Иркутской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Иркутской области.
Прокурор Иркутской области в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования: просил признать недействительными решения от 07.05.2007 N N 340, 341, 942 и обязать налоговую инспекцию возвратить в бюджет Большереченского муниципального образования денежные средства в сумме 2 583 144 рубля.
Решением от 8 сентября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными решения налоговой инспекции от 07.05.2007 N N 340, 341 о возврате обществу денежных средств в сумме 2 583 144 рубля за счет средств бюджета Большереческого муниципального образования.
На налоговую инспекцию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Большереченского муниципального образования путем возврата ему денежных средств в сумме 2 583 144 рубля.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда в части признания недействительными ее решений от 07.05.2007 N N 340, 341, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку Большереченское муниципальное образование является правопреемником Иркутского района в силу закона, принадлежащая обществу база отдыха "Ангара" располагается на его территории, а также в связи с предоставлением Большереченскому муниципальному образованию дотаций на возмещение утраченных доходов за счет средств районного бюджета, возврат и зачет излишне уплаченного налога произведен из бюджета Большереченского муниципального образования правомерно.
Как следует из кассационной жалобы, Большереченское муниципальное образование выступает в правоотношениях по возврату излишне уплаченного (взысканного) налога в качестве бюджета, поэтому положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации к нему не применимы.
Прокурор в отзыве на кассационную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация Иркутского районного муниципального образования и общество заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы налоговой инспекции без участия их представителей.
Администрация Иркутского районного муниципального образования выразила согласие с судебным актом, обжалуемым налоговой инспекцией.
В судебном заседании кассационной инстанции представители налоговой инспекции и прокурор подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Проверив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, по результатам выездной налоговой проверки Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по крупнейшим налогоплательщикам (МИФНС N 1 по Иркутской области) решениями от 26.11.2004 N 52/955, N 52/956 доначислила обществу земельный налог в сумме 1 796 850 рублей, пени в сумме 729 911 рублей, штраф в сумме 395 370 рублей по обособленному подразделению - база отдыха "Ангара".
Платежными поручениями от 03.02.2005 N N 583, 584, 587, 588 обществом уплачены указанные суммы в бюджет Иркутского района (ОКАТО 252 120 00000).
Решениями Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2005 года по делам N А19-32511/04-26 и N А19-32510/04-30, вступившими в законную силу 25.07.2006, решения МИФНС N 1 по Иркутской области от 26.11.2004 N 52/955, N 52/956 в части доначисления земельного налога и пени признаны недействительными, налоговому органу предложено устранить допущенные нарушения.
Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 11.04.2007 о возврате числящейся переплаты по земельному налогу в сумме 1 795 953 рубля 62 копейки и пени в сумме 787 207 рублей 93 копейки.
Налоговая инспекция вынесла решения от 07.05.2007 N 340 о возврате переплаты по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006) в сумме 1 795 953 рублей 62 копеек, N 341 о возврате земельного налога в сумме 787 190 рублей 38 копеек с КБК 18210904050101000110 ОКАТО 252 125 55000, то есть из бюджета Большереченского муниципального образования.
Вывод арбитражного суда о признании недействительными названных решений в части является правильным.
Согласно статьям 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных налогов и пеней.
Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, поскольку налог и пени уплачены обществом в 2005 году в бюджет Иркутского района, их возврат по решениям налоговой инспекции из бюджета Большереченского муниципального образования является незаконным.
Обоснован и подтвержден материалами дела вывод суда о том, что Большереченское муниципальное образование не является правопреемником Иркутского районного муниципального образования.
При этом довод кассационной жалобы о том, что отсутствие передаточного акта не является препятствием для установления правопреемства, не основан на законе.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 85 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Более того, на отсутствие правопреемства, а также на правомерность возврата налога и пеней из бюджета Иркутского района ссылается сама Администрация Иркутского районного муниципального образования в представленных отзыве и дополнительных пояснениях по делу, а также в ходатайстве, представленном в кассационную инстанцию (т. 1, л.д. 133-134, т. 2, л.д. 101).
Довод налоговой инспекции о предоставлении Большереченскому муниципальному образованию в целях возмещения утраченных доходов поселения в результате возврата обществу земельного налога дотации в сумме 1 000 000 рублей, перечисленной платежными поручениями от 19.10.2007 N 27086 и от 08.11.2007 N 28499, не может быть принят судом кассационной инстанции.
Дотации бюджету Большереченского муниципального образования были предоставлены после вынесения налоговой инспекцией оспариваемых решений и в сумме меньшей, чем подлежала возврату по данным решениям.
Таким образом, арбитражный суд на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно с учетом указаний суда кассационной инстанции исследовал имеющиеся в деле доказательства, дал им надлежащую оценку и пришел к правильному выводу о том, что возврат налога и пеней должен быть произведен за счет бюджета Иркутского районного муниципального образования, в который произошла переплата.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 8 сентября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16362/07-57-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.И. Косачёва |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.