г. Иркутск |
|
11 марта 2008 г. |
N А19-10422/07 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Горячих Н.А.,
судей: Мироновой И.П., Воробьевой Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей: муниципального унитарного предприятия жилищно - коммунального хозяйства г. Иркутск - Загерсон Е.В. (доверенность от 20.01.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 ноября 2007 года по делу N А19-10422/07 (суд первой инстанции - Ибрагимова С.Ю.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие ремонтно-эксплуатационное управление "Жилкино" (в настоящее время муниципальное унитарное предприятие жилищно - коммунального хозяйства г. Иркутска - МУП ЖКХ г. Иркутска) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ) с исковым заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 413 456 рублей 62 копейки, убытков возникших в результате предоставления в 2004 году льгот гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области, Муниципальное образование г. Иркутск.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 ноября 2007 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 8 ноября 2007 года отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, компенсация расходов по оплате жилой площади и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" должна осуществляться за счет средств бюджетов муниципальных образований. Заявитель указал, что наличие состава гражданского правонарушения Министерства финансов РФ не доказано, а также не доказана его вина в причинении убытков МУП РЭУ "Жилкино".
Как полагает заявитель, судом первой инстанции необоснованно не применен срок исковой давности, поскольку льготы граждан предоставляются ежемесячно, поэтому право требовать возмещения затрат у истца возникало ежемесячно, а МУП РЭУ "Жилкино" узнало о нарушении своего права по окончании месяца, в котором были предоставлены льготы.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако Министерство финансов РФ, Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области, Муниципальное образование г. Иркутск своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МУП ЖКХ г. Иркутска отклонил доводы кассационной жалобы, а также в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделал заявление о процессуальном правопреемстве, приложив следующие документы: постановление мэра г. Иркутска от 27.11.2007 "О реорганизации муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства", свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 28.12.2007, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 28.12.2007, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.12.2007. Из данных документов усматривается, что МУП ЖКХ г. Иркутска является правопреемником МУП РЭУ "Жилкино".
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа удовлетворил заявление МУП ЖКХ г. Иркутска и произвел замену стороны по делу.
Как усматривается из материалов дела, МУП РЭУ "Жилкино" в период с 01.03.2004 по 31.12.2004 предоставляло льготы лицам, имеющим право на льготное обеспечение на оплату жилья и коммунальных услуг согласно Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" на общую сумму 413 456 рублей 62 копейки.
Заявляя исковые требования, истец указал на то, что расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, не были возмещены в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что выделенные в 2004 году из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий", в части предоставления льгот категории граждан, имеющих право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг, Российской Федерацией такие средства в федеральный бюджет не заложены, в связи с чем, суд находит требования истца обоснованными и правомерными.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя МУП ЖКХ г. Иркутска, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений), материально-правовым требованием указано требование о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ суммы 413 456 рублей 62 копейки в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2004 году.
Основанием иска указано на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по компенсации понесенных истцом расходов на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных платежей в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В обоснование исковых требований истец представил: договор N 221-66-124/4 от 29.03.2004 о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, заключенный между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска и МУП РЭУ "Жилкино", списки граждан, которым предоставлялись льготные услуги, отчеты о сумме выпадающих доходов, акты сверок сумм, подлежащих к возмещению,
Выводы арбитражного суда основаны на установленных обстоятельствах того, что в 2004 году Российской Федерацией не была заложена необходимая сумма для выплаты компенсации; перечисленные из федерального бюджета денежные средства не компенсировали в полном объеме потери истца по предоставленным льготам.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области.
Арбитражный суд Иркутской области на основании представленных доказательств установил, что задолженность перед МУП РЭУ "Жилкино" в связи с предоставлением льгот во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" составляет 413 456 рублей 62 копейки.
При определении субъекта ответственности суд первой инстанции исходил из того, что заложенные и перечисленные на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" денежные средства муниципальное образование и субъект Российской Федерации распределили в полном объеме, денежных средств оказалось недостаточно для покрытия расходов истца, муниципальное образование "Город Иркутск" и Иркутская область не заложили на 2004 год в соответствующих бюджетах собственных средств для возмещения организациям денежных средств, Российская Федерация в 2004 году передала из федерального бюджета недостаточно денежных средств. Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Арбитражный суд Иркутской области с учетом положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" пришел к правомерному выводу о возложении на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по компенсации понесенных предприятием расходов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных отношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы необоснованны.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 ноября 2007 года по делу N А19-10422/07 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 ноября 2007 года по делу N А19-10422/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.А. Горячих |
Судьи |
И.П. Миронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.