г. Иркутск |
|
10 октября 2007 г. |
N А33-1528/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Соколовой Л.М.,
судей: Воробьевой Н.М., Кулакова В.И.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Беляковой И.К. (доверенность от 16 ноября 2006 года),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 26 апреля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 4 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1528/2007 (суд первой инстанции: Карпинская С.В., суд апелляционной инстанции: Бычкова Л.К., Споткай Л.Е., Шимохина Г.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ОАО "ТГК-13") о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 124 217 руб. 44 коп.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 апреля 2007 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 4 июля 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 26 апреля 2007 года и постановление от 4 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края и принять судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда первой и апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что законодатель не связывает внесение платы за время ожидания подачи или приема вагонов на путях общего пользования с правом собственности на данные вагоны. При этом заявитель жалобы ссылается на статью 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Кроме того, ОАО "РЖД" в жалобе ссылается на то, что акты общей формы составлены в соответствии с Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Применение Тарифного руководства N 2 для расчета платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", как полагает заявитель, является правомерным.
ОАО "ТГК-13" в отзыве на кассационную жалобу отклонило ее доводы, ссылаясь на их необоснованность.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддержал ее доводы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 14 апреля 2000 года между федеральным государственным предприятием "Красноярская железная дорога" (дорогой) и открытым акционерным обществом "В-Сибпромтранс" (ветвевладельцем) заключен договор N 3 об осуществлении эксплуатации железнодорожного подъездного пути, принадлежащего ветвевладельцу и примыкающего к 25-му пути станции Базаиха Красноярской железной дороги через стрелки N 46 (на ТЭЦ-1, N 60 (на Бумкомбинат) и N 62 (на Карьерную), обслуживаемого собственным локомотивом ветвевладельца. Границей подъездного пути являются маневровый светофор М-50 на расстоянии 50 м от стрелки примыкания и стрелка N 204 (предельный столбик на расстоянии 635 м от стрелки N 62). Параграфом 3 договора предусмотрено, что сдаваемые на подъездной путь вагоны подаются локомотивом дороги на приемо-отправочные пути: ТЭЦ-1 11, 12 пути; дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом ветвевладельца.
30 сентября 2005 года между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и открытым акционерным обществом "Красноярская генерация" заключен договор N 380/880010279 на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание, согласно которому прием грузов к перевозке и выдача груза производится на железнодорожном подъездном пути необщего пользования ОАО "В-Сибпромтранс", примыкающем к станции Базаиха Красноярской железной дороги.
Во исполнение условий договора N 3 от 14.04.2000 в апреле-июне 2006 г. производилась подача вагонов для ОАО "Красноярская генерация", филиала Красноярской ТЭЦ-1.
В указанный период на станционных путях ст. Базаиха Красноярской железной дороги в ожидании приема владельцем пути необщего пользования (ОАО "В-Сибпромтранс") простаивали вагоны, поступившие в адрес ТЭЦ-1.
Время подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования с выставочных путей станции Базаиха владельцу для ТЭЦ-1 отражено в памятках приемосдатчика.
В подтверждение факта ожидания приема вагонов истцом оформлены 60 актов общей формы, составленных на станции для удостоверения задержки приема грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Невнесение ответчиком платы за пользование вагонами в сумме 124 217 руб. 44 коп., начисленной за задержку вагонов, послужило основанием для обращения истца в суд с иском. В качестве правового основания иска истец указывает статьи 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у истца отсутствуют правовые основания для взимания с ответчика платы за пользование вагонами, собственником которых истец не является.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами судов обеих инстанций, считает их законными и основанными на правильном применении норм материального права и представленных в материалы дела доказательствах.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
В силу статьи 34 Устава железнодорожного транспорта России перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Согласно рекомендациям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 34 постановления N 30 от 06.10.2005, при разрешении споров следует иметь в виду, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Из условий договора N 380/880010279 от 30 сентября 2005 года следует, что ОАО "РУСАЛ Ачинск" оплачивает ОАО "РЖД" плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, рассчитанную в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта. Стороны не определили размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
На основании изложенного обоснованны выводы арбитражного суда об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, при отсутствии согласования в договоре размера такой оплаты.
Доводы заявителя кассационной жалобы о применении при расчете размера платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, положений Тарифного руководства N 2 противоречит позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.05.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 26 апреля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 4 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26 апреля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 4 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1528/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Н.М. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.