г. Иркутск |
|
25 сентября 2007 г. |
N А33-4675/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Палащенко И.И.,
судей: Васиной Т.П., Попова О.А.,
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Красноярскому краю на определение от 3 мая 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 10 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4675/2007 (суд первой инстанции - Радзиховская В.В.., суд апелляционной инстанции - Боголюбова И.А., Мыглан Л.А., Цыганкова И.Н.),
установил:
Производство по делу N А33-4675/2007 о признании банкротом отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью "Промснабсбыт" (далее - ООО "Промснабсбыт"), имеющего ИНН 2464020219 и юридический адрес: г. Красноярск, ул. Тимошенкова, 105-7, возбуждено на основании заявления уполномоченного органа, принятого Арбитражным судом Красноярского края определением от 3 апреля 2007 года.
Предъявленное требование мотивированно тем, что ООО "Промснабсбыт", состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Красноярскому краю (далее - Федеральная налоговая служба), не выполняет возложенные на него обязанности по уплате налогов, по адресу, указанному в учредительных документах не находится, бухгалтерскую отчетность в налоговый орган не представляет, операции по счетам в кредитных учреждениях не осуществляет, имело задолженность перед бюджетами и внебюджетными фондами в размере по состоянию на 16 марта 2007 года 2.0729.919 рублей по налогам, 198.520 рублей 46 копеек по пени; тем, что ООО "Промснабсбыт" не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность; тем, что финансирование должника будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Сославшись на статьи 227, 228, 230 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и на постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", уполномоченный орган просит признать отсутствующего должника - ООО "Промснабсбыт" банкротом, открыть в отношении него конкурсное производство, утвердить арбитражного управляющего из числа членов некоммерческого партнерства "Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющий "Кубань"", установить ему единовременное вознаграждение в размере 10.000 рублей.
Определением от 3 мая 2007 года производство по делу N А58-4675/2007 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции при вынесении определения от 3 мая 2007 года исходил из того, что ООО "Промснабсбыт" отвечает признакам недействующего юридического лица; факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; уполномоченным органом не представлены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве ООО "Промснабсбыт", а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам.
Суд апелляционной инстанции признал правильными обстоятельства, установленные судом первой инстанции, ООО "Промснабсбыт" отвечает признакам недействующего юридического лица, по результатам рассмотрения дела по апелляционной жалобе Федеральной налоговой службы определение от 3 мая 2007 года оставил без изменения.
В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба просит отменить определение от 3 мая 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 10 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что ООО "Промснабсбыт" является отсутствующим должником, в связи с чем его ликвидация должна быть осуществлена в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"; на то, что порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников", по данному делу источником финансирования процедуры банкротства являются средства федерального бюджета; на то, что исключение должника из единого государственного реестра юридических лиц затрагивает интересы налогового органа как кредитора.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, заинтересованные в рассмотрении кассационной жалобы, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Федеральной налоговой службы ООО "Промснабсбыт" в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие, в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность определения от 3 мая 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 10 июля 2007 года по делу N А33-4675/2007, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Предметом кассационного обжалования являются судебные акты, принятые по результатам заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом.
К юридическому лицу, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, применяется административный порядок ликвидации, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации).
Судом первой инстанций установлено, что ООО "Промснабсбыт" отвечает признакам недействующего юридического лица, и этого обстоятельства не оспаривает заявитель кассационной жалобы.
Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит. В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное юридическое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 67 от 20 декабря 2006 года "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.
Уполномоченный орган, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании недействующего юридического лица банкротом, не представил доказательства того, что решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не было принято ввиду поступления на основании пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона о государственной регистрации возражений административному порядку исключения кредиторов должника или от иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что административному порядку исключения ООО "Промснабсбыт" из Единого государственного реестра юридических лиц возражает именно уполномоченный орган, не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Федеральная налоговая служба решает вопрос о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействующего должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам. Поэтому одновременно с заявлением о признании банкротом недействующего должника по смыслу статьи 39 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 этого же Федерального закона и статьи 21.1 Федерального закона о государственной регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам.
Федеральная налоговая служба не представила в арбитражный суд доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве ООО "Промснабсбыт", а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам.
Если установлено отсутствие указанных обстоятельств либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Федерального закона о государственной регистрации.
В материалах дела N А33-4675/2007, поступивших в суд кассационной инстанции, отсутствуют заявления иных кредиторов, готовых нести расходы по делу о банкротстве ООО "Промснабсбыт".
Нарушений норм материального права и норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли повлечь его отмену, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено, в связи с чем определение от 3 мая 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 10 июля 2007 года по делу N А33-4675/2007 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 этого же Кодекса подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Заявитель кассационной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение 3 мая 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 10 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4675/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.