г.Иркутск |
|
03 октября 2007 г. |
N А33-20410/2006 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Соколовой Л.М.,
судей: Горячих Н.А., Рюмкиной М.Д.,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 03 мая 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 14 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-20410/2006 (суд первой инстанции: Шуваева Е.В.; суд апелляционной инстанции: Ярош Г.В., Баукина Е.А., Карпинская С.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к открытому акционерному обществу "Красноярская генерация" с иском о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 34 175 руб. 30 коп.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 18 февраля 2007 года произведена замена ответчика с открытого акционерного общества "Красноярская генерация" на открытое акционерное общество (ОАО) "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "В - Сибпромтранс".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 мая 2007 года (с учетом определения от 31 июля 2007 года об исправлении допущенных в решении от 03 мая 2007 года опечаток) исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены частично в сумме 34 072 руб. 26 коп. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14 августа 2007 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, ОАО "РЖД" и ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
ОАО "РЖД" просит решение от 03 мая 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 14 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-20410/2006 в части отказа во взыскании 6254 руб. 59 коп. отменить и принять новый судебный акт о взыскании с ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" платы за пользование вагонами в сумме 6254 руб. 59 коп.
По мнению ОАО "РЖД", выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" просит отменить решение от 03 мая 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 14 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-20410/2006 и принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что истец не имеет правовых оснований взыскивать с ответчика плату за пользование вагонами на основании п. 4.5 договора на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание N 380/880010279 от 30.09.05 с применением Тарифного руководства N 2, так как данный договор не имеет правового значения для рассмотрения возникшего спора. Суд, по мнению ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", должен дать оценку содержанию договора N 380/880010279 от 30.09.05 применительно к настоящему спору.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" просило в ее удовлетворении отказать, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению в качестве материально-правового требования указано требование о взыскании платы за пользование вагонами.
Правовым основанием указаны статьи 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации представлены акты общей формы N N 600, 607, 608, 613, 614, 616, 621, 624, 1381, 1382, 638, 639, 1400, 1404, 1433, 1430, 692, 693, 1466, 1473, 1467, 1494, 1495, 1502, 1498, составленные на станции Базаиха по факту простоя вагонов в ожидании их приема. В данных актах перечислены номера вагонов, прибывших в адрес ответчика с указанием наименования груза, указана причина задержки (из-за занятости фронта выгрузки), отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема).
Как следует из материалов дела, между федеральным государственным унитарным предприятием "Красноярская железная дорога" (ФГУП "КЖД") и открытым акционерным обществом (ОАО) "Красноярскэнерго", правопреемником которого в настоящее время согласно уставу и разделительному балансу является ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", заключен договор от 01.02.2001 о порядке взыскания платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 1 договора 01.02.2001 ОАО "Красноярскэнерго" вносит федеральному государственному унитарному предприятию "Красноярская железная дорога" плату за пользование вагонами согласно статье 44 Транспортного устава железнодорожных дорог Российской Федерации.
Пунктом 2 договора от 01.02.2001 предусмотрено, что оплачиваемое время пользования вагонами исчисляется с момента передачи вагонов на выставочных путях открытого акционерного общества (ОАО) "В-Сибпромтранс" (Базаихский филиал) с учётом интервала подачи и уборки вагонов в летний период с 01 мая до 30 сентября: 3 часа 10 минут в зимний период с 01 октября по 30 апреля: 2 часа 50 минут до момента их возврата на выставочные пути и оформления приёма груза к перевозке.
По условиям пункта 3 договора от 01.02.2001 задержка вагонов на путях станции в ожидании подачи их под выгрузку по причинам зависящим от грузополучателя или пользователя железнодорожного подъездного пути оформляются актом общей формы. Фактом задержки является невозможность подачи железной дорогой вагонов в срок установленного интервалом.
В соответствии с пунктом 5 данного договора плата за пользование вагонами начисляется на основании памяток приёмосдатчика и ведомостей подачи и уборки вагонов производится снятием со справки ТехПД предприятия.
Между ОАО "РЖД" и ОАО "В-Сибпромтранс" заключен договор N 3 от 25.04.2006.
В соответствии с пунктом 1 договора N 3 от 25.04.2006 эксплуатация осуществляется принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к 25 пути станции Базаиха Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" через стрелки N 84 (на Бумкомбинат), N 80 (на ТЭЦ-1) и к стрелке N 204 грузового двора станции Базаиха, обслуживаемого локомотивами владельца.
Согласно пункту 2 договора N 3 от 25.04.2006 границей железнодорожного пути необщего пользования является знак "Граница подъездного пути", установленный владельцем на станции Бумкомбинат напротив изостыка маневрового светофора М-54, на станции ТЭЦ-1 напротив изостыка маневрового светофора М-50, на станции Карьерная напротив предельного столбика стрелки N 204.
Пунктом 3 договора N 3 от 25.04.2006 предусмотрено, что развёрнутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 93 км., в том числе на балансе владельца - 53.9 км.
Из пункта 5 договора N 3 от 25.04.2006 следует, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление передаёт маневровый диспетчер станции Базаиха уполномоченному представителю владельца - диспетчеру за 2 часа до подачи вагонов по телефону N 3-15 или прямой связи с записью в книгу уведомлений о подаче вагонов. Владелец обеспечивает приём уведомлений круглосуточно.
Пунктом 6 договора N 3 от 25.04.2006 предусмотрено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на приёмоотправочные пути станции Бумкомбинат N 1, N3, N 4, N5 станции ТЭЦ-1, N 11, N12, станции Карьерная N1, N2, N3. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с пунктом 7 договора N 3 от 25.04.2006 в случае непринятия владельцем вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика, вагоны зачисляются на платное пользование владельца на основании акта общей формы с обязательным подписанием его уполномоченными представителями обеих сторон.
Согласно пункту 8 договора N 3 от 25.04.2006 количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается: на станцию Бумкомбинат не более 44 вагонов, Карьерная не более 39 вагонов в маршруте, ТЭЦ-1 маршруты с углём в полном составе не более 45 вагонов.
Подача вагонов с углём на ТЭЦ-1 осуществляется по интервалам:
а) в зимний период с 01 октября по 30 апреля - 7,4 час;
б) в летний период с 01 мая по 30 сентября - 6,6 час.
В соответствии с пунктом 9 договора N 3 от 25.04.2006 с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются:
- со станции ТЭЦ-1 порожние вагоны из под выгрузки угля в количестве не менее поданных, очищенными в соответствии с Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов. По согласованию сторон возможны случаи сдачи вагонов в количестве менее поданных;
- со станции Бумкомбинат, Карьерная в количестве, возвращённом на приёмоотправочные пути.
С платного пользования вагоны снимаются после окончания приёмосдаточных операций, но не позднее, чем через 30 минут с момента получения уведомления о готовности вагонов к сдаче перевозчику, с последующим письменным подтверждением.
Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на выставочные (приёмоотправочные) пути станций Бумкомбинат, Карьерная N 12, N15, станции ТЭЦ-1.
Готовые к уборке с одного железнодорожного пути необщего пользования вагоны убираются перевозчиком в течение 5 часов с момента окончания приёмосдаточных операций. Уборка вагонов производится перевозчиком в количестве:
- со станции ТЭЦ-1- порожних вагонов из под погрузки угля и со станции Карьерная в количестве не менее поданных;
- со станции Бумкомбинат - группами.
Пунктом 10 договора N 3 от 25.04.2006 предусмотрено, что осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношениях производятся на приёмоотправочных путях станций Бумкомбинат, Карьерная. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и возврат вагонов с железнодорожного пути необщего пользования осуществляется на основании памятки приёмосдатчика.
Документом, удостоверяющим факт передачи вагонов между владельцем и перевозчиком, является акт сдачи-приёмки вагонов, согласно приложениям N 1а, N 16.
Из пункта 17.1. договора N 3 от 25.04.2006 следует, что плату за пользование вагонами, контейнерами за время из нахождения у владельца и его контрагентов в соответствии со статьями 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, если иное не предусмотрено трёхсторонним соглашением между перевозчиком, владельцем, контрагентом.
Оплачиваемое время исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцу на приёмоотправочных путях до момента их возвращения на приёмоотправочные пути и сдачи их перевозчику. Размер платы определяется в соответствии с действующими на железнодорожном транспорте нормативными актами.
Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" для Красноярской ТЭЦ-1 открытого акционерного общества "Красноярская генерация" поданы вагоны.
Согласно актам общей формы N N 600, 607, 608, 613, 614, 616, 621, 624, 1381, 1382, 638, 639, 1400, 1404, 1433, 1430, 692, 693, 1466, 1473, 1467, 1494, 1495, 1502, 1498 задержка подачи вагонов произошла по вине ОАО "Красноярская генерация" из-за занятости фронта выгрузки.
В указанных актах также указано, что акты общей формы N N 600, 607, 608, 613, 614, 616, 621, 624, 1381, 1382, 638, 639, 1400, 1404, 1433, 1430, 692, 693, 1466, 1473, 1467, 1494, 1495, 1502, 1498 составлены в присутствии приёмосдатчика груза и багажа филиала ТЭЦ-1. От подписи приёмосдатчик груза и багажа филиала ТЭЦ-1 отказался.
В подтверждение указанного обстоятельства, истцом представлены доверенности N 78 от 01.10.2005 на имя Косаримовой Н.Н., N 79 от 01.10.2005 на имя Москвиной В.Н., N 74 от 01.10.2005 на имя Фефеловой С.Ю., N 73 от 01.10.2005 на имя Нарутто И.Н., N 76 от 01.10.2005 на имя Ивановой М.И., N 77 от 01.10.2005 на имя Чегляковой В.В.
ОАО "РЖД" составило и предъявило к подписи представителю ОАО "Красноярская генерация" ведомости подачи и уборки вагонов N N 916, 24, 1232, 1233, 1236, 1234, 1239, 1251, 115, 124, 125, 131, 133, 134, 136, 137, 138, 142, 143, 145, 147 с указанием суммы платы за пользование вагонами, начисленной по актам общей формы N N 600, 607, 608, 613, 614, 616, 621, 624, 1381, 1382, 638, 639, 1400, 1404, 1433, 1430, 692, 693, 1466, 1473, 1467, 1494, 1495, 1502, 1498, соответственно. Представитель ОАО "Красноярская генерация" ведомости подачи и уборки вагонов NN 916, 24, 1232, 1233, 1236, 1234, 1239, 1251, 115, 124, 125, 131, 133, 134, 136, 137, 138, 142, 143, 145, 147 подписал с указанием на несогласие с суммой платы за пользование вагонами.
Согласно представленному расчету открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" на основании актов общей формы начислено ответчику плата за пользование вагонами в размере 40 326 руб. 85 коп., из которых 34 175 руб. 30 коп. составляет плата за пользование вагонами, 6 151 руб. 55 коп. составляет сумма НДС. Ответчик плату за пользование вагонами не оплатил.
Истец обратился с иском о взыскании с ответчика 40 326 руб. 85 коп., из которых 34 175 руб. 30 коп. составляет плата за пользование вагонами, 6 151 руб. 55 коп. составляет сумма НДС.
Частично удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Красноярского края признал доказанным факт нахождения на путях общего пользования станции Базаиха прибывших в адрес ответчика и готовых к подаче вагонов, перечисленных в актах общей формы N N 600, 613, 616, 1382, 638, 639, 1400, 1404, 1433, 1430, 692, 693, 1466, 1473, 1467, 1494, 1495, 1502, 1498 в течение времени, указанного истцом в расчете суммы иска. По актам NN 607, 608, 614, 621, 624, 1381 истец не доказал то обстоятельство, что отметки о времени уведомления грузополучателя во всех документах являются идентичными между собой.
Отсутствие надлежащих доказательств уведомления истцом ответчика о прибытии вагонов, указанных в актах общей формы N 607, N 608, N 614, N 621, N624, N 1381, в силу статьи 34 Устава железнодорожного транспорта является основанием для освобождения от платы за пользование вагонами по данному акту общей формы.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Красноярского края законными и обоснованными.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
При рассмотрении настоящего спора Арбитражный суд Красноярского края пришел к выводу, что отношения по договору от 01.02.2001 о порядке взыскания платы за пользование вагонами регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Права и обязанности федерального государственного унитарного предприятия "Красноярская железная дорога" по договору от 01.02.2001 переданы открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Красноярская железная дорога".
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя/получателя груза.
Статьей 39 Устава железных дорог Российской Федерации предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Данная статья содержит перечень обстоятельств, при наличии которых необходимо составление коммерческого акта. Для удостоверения иных, не предусмотренных указанной статьей обстоятельств, оформляются акты общей формы и другие акты.
Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил).
В силу статьи 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обязательным условием взимания платы за пользование вагонами является выполнение перевозчиком обязанности уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Пунктами 2, 3 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29, предусмотрено, что в соответствии со статьей 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия. Передача уведомления одновременно регистрируется уполномоченным представителем перевозчика в книге уведомлений о прибытии грузов по установленной перевозчиком форме, а также указывается в оригинале транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) и дорожной ведомости в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Перевозчик уведомляет грузополучателя о прибывших в его адрес грузах письменным или телефонным способом, если иной способ не предусмотрен соглашением сторон. Для обеспечения приема уведомлений грузополучателем определяются ответственные по приему уведомлений лица, с указанием их фамилий и номера телефонов (факсов, телексов), которые в письменной форме сообщаются уполномоченному представителю перевозчика. Статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определено, что грузополучателем является лицо, управомоченное на получение груза.
Арбитражный суд Красноярского края в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
При этом суд пришел к выводу, что истцом обоснованно начислена плата за пользование вагонами, перечисленными в актах N N 600, 613, 616, 1382, 638, 639, 1400, 1404, 1433, 1430, 692, 693, 1466, 1473, 1467, 1494, 1495, 1502, 1498 за время нахождения их на путях общего пользования станции Базаиха в ожидании приема. Надлежащих доказательств уведомления истцом ответчика о прибытии вагонов, указанных в актах общей формы N 607, N 608, N 614, N 621, N 624, N 1381 не представлено.
Доводы подателей жалоб фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, а также неправильного применения норм материального права не установлено.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 03 мая 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 14 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-20410/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Н.А. Горячих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.