г. Иркутск |
|
11 декабря 2007 г. |
N А33-6009/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Белоножко Т.В., Евдокимова А.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска на определение Арбитражного суда Красноярского края от 13 июля 2007 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2007 года по делу N А33-6009/2007 (суд первой инстанции: Трукшан Ж.П., суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Бычкова О.И., Дунаева Л.А.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с Федерального государственного учреждения "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (далее - налогоплательщик) 128 614 рублей налоговых санкций.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 13 июля 2007 года производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2007 года определение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено то, что налоговым и бюджетным законодательством установлен судебный порядок взыскания налоговых санкций с лицевых счетов бюджетных учреждений.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций по налогу на землю за 2003, 2004 и 2005 годы. По результатам проверки должностным лицом налоговой инспекции вынесено решение N 10357 от 29.11.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 128 614 рублей, в том числе за 2003 год - 38 858 рублей 40 копеек, за 2004 год - 42 741 рубль 60 копеек, за 2005 год - 47 014 рублей.
30.11.2006 налоговой инспекцией выставлено требование N 69566 об уплате указанной налоговой санкции, которое налогоплательщиком оставлено без исполнения.
21.12.2006 налоговой инспекцией вынесено постановление N 547 о взыскании налога (сбора), а также пени, штрафа за счет имущества должника в размере 128 614 рублей, которое направлено службе судебных приставов для исполнения.
Постановлением Межрайонного отдела службы судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств N 48384 от 22.12.2006 указанное постановление налогового органа возвращено без исполнения.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения налоговой инспекции в арбитражный суд.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что спор о взыскании налоговых санкций в размере менее 50 000 рублей по каждому налогу за налоговый период не подведомствен арбитражному суду.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно нормам пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 137-ФЗ от 27.07.2006 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Взыскание налога в судебном порядке производится, в том числе с организации, которой открыт лицевой счет.
В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
При этом пунктом 18 статьи 7 Закона N 137-ФЗ установлено, что налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.2007, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что решение налогового органа N 10357 о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций вынесено 29.11.2006, следовательно, в рассматриваемом случае необходимо применять положения статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции до внесения изменений Законом N 137-ФЗ.
Согласно старой редакции статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации судебный порядок взыскания налогов и сборов не предусматривался в отношении организации, которой открыт лицевой счет.
Таким образом, в соответствии с порядком, действовавшим в 2006 году, взыскание налоговых санкций осуществлялось согласно нормам пунктов 1 и 7 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указано, что в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данная позиция отражена также в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций".
Следовательно, правомерными являются выводы судов о том, что взыскание налоговых санкций в рассматриваемом случае не должно производиться в судебном порядке.
В связи с тем, что статьей 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливался специальный порядок взыскания налоговых санкций со всех без исключения организаций, несостоятельными являются ссылки инспекции на необходимость применения в данной ситуации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Красноярского края от 13 июля 2007 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2007 года по делу N А33-6009/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Брюханова |
Судьи |
Т.В.Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.