г. Иркутск |
|
23 апреля 2008 г. |
N А19-13018/07 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Соколовой Л.М.,
судей: Звечаровской Т.А., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Российской Федерации Талаева Д.В. (доверенность от 27.12.07),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 8 февраля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Рукавишникова Е.В.),
установил:
Бодайбинское муниципальное автотранспортное предприятие обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Российской Федерации 913 715 рублей 39 копеек - суммы убытков, возникших вследствие предоставления в период с января 2003 года по май 2004 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: департамент финансов Иркутской области, мэрия г. Бодайбо и района, финансовое управление мэрии г.Бодайбо и района, муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 февраля 2008 года иск удовлетворен частично в сумме 315 699 рублей 09 копеек, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением от 8 февраля 2008 года, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просить его отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции статей 85,86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", статей 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истцом не доказан состав гражданского правонарушения, не доказан размер убытков.
По мнению заявителя кассационной жалобы, финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал ее доводы
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и норм процессуального права при принятии обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены.
Из искового заявления следует, что предметом иска является взыскание убытков, основанием - предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и неполная компенсация возникших в связи с этим расходов истца Российской Федерацией.
Правовым основанием иска указаны статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 15.2, 15.4 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг. Вместе с тем государством приняты некоторые социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Так, из содержания статьи 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" следует, что граждане имеют право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
В соответствии с пунктами 6 и 7 указанного Положения субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, после предъявления гражданами необходимых документов в соответствии с утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядком предоставления субсидий гражданам. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.
Судом первой инстанции установлено, что истец, следуя предписанию закона, в января 2003 по май 2004 года уменьшил размер оплаты жилья и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам, проживающим в г. Бодайбо.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца, в связи с чем сумма неполученных Бодайбинским муниципальным автотранспортным предприятием выпадающих доходов за спорный период составила 913 715 рублей 39 копеек, из которых 598 016 рублей 30 копеек - задолженность за период с января по декабрь 2003 года, 315 699 рублей 09 копеек - за период с января по май 2004 года.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, расходы истца, понесенные в связи с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, обоснованно квалифицированы судом первой инстанции как убытки.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.
Статья 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" устанавливает, что возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Статьей 51 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 года" установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов в размере 6 300 000 тыс. руб., из них Иркутской области выделено 77.255 тыс.руб., бюджету муниципального образования "город Бодайбо" перечислено 78 000 рублей.
Указанных денежных средств не хватило на компенсацию (субсидии) предприятиям, обеспечивающим предоставление коммунальных услуг на льготных условиях.
Поскольку Российская Федерация, принимая Закон Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, при этом в спорный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств, ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебный акт вынесен с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 8 февраля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13018/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.