г. Иркутск |
|
1 апреля 2008 г. |
N А19-14119/07-Ф02-1078/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,
судей: Горячих Н.А., Кулакова В.И.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Иркутскэнерго" - Петровой С.В. (доверенность от 10.01.08),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации на решение от 18 декабря 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14119/07 (суд первой инстанции: Куклина Л.А.),
установил:
Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО "Иркутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия финансового управления администрации г. Черемхово по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2005 года по делу N А19-4006/05-6 о взыскании с муниципального образования "город Черемхово" за счёт казны в пользу ОАО "Иркутскэнерго" 2 196 139 рублей 97 копеек, обязании исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2007 года требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие финансового управления администрации г. Черемхово по неисполнению в течение трёх месяцев исполнительного листа N 28767 от 07.09.2005 о взыскании в пользу ОАО "Иркутскэнерго" 2 196 139 рублей 97 копеек, как несоответствующее статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "Иркутскэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его изменить.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, им заявлены требования о признании незаконным бездействия финансового управления администрации г.Черемхово по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2005 года по делу N А19-4006/05, вместе с тем, арбитражным судом в резолютивной части указано на незаконность бездействия по неисполнению исполнительного листа N 28767 от 07.09.2005. В нарушении требований статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд необоснованно отказал в удовлетворении требований об обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующий в судебном заседании 31 марта 2008 года представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.
Финансовое управление администрации г. Черемхово о времени и месте судебного заседания извещено в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 31 марта 2008 года по 1 апреля 2008 года 9 часов 45 минут.
После перерыва представитель ОАО "Иркутскэнерго" подтвердил доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2005 года по делу N А19-4006/05-6 в пользу ОАО "Иркутскэнерго" с Черемховского городского муниципального образования в лице Финансового управления администрации Черемховского городского муниципального образования за счёт муниципальной казны взыскано 2 195 639 рублей 97 копеек.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 20 марта 2007 года по делу N А19-4006/05-6 произведена замена должника на его процессуального правопреемника - муниципальное образование "город Черемхово" в лице финансового управления администрации г. Черемхово.
Во исполнение указанного решения выдан исполнительный лист N 28767, который 13.04.2007 направлен для исполнения в финансовое управление администрации г. Черемхово.
Неисполнение решения Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2005 года по делу N А19-4006/05-6 послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При этом заявитель указал, что бездействие ответчика противоречит положениям статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Возражая против заявленных требований, финансовое управление администрации г. Черемхово указало на отсутствие необходимого объема финансирования.
Удовлетворяя частично требования ОАО "Иркутскэнерго", арбитражный суд первой инстанции со ссылкой на статьи 16, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 242.1, 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исходил из доказанности факта нарушения прав и законных интересов взыскателя в неисполнении со стороны ответчика исполнительного документа, отказав при этом в обязании его исполнения, в связи с отсутствием исполнительного документа у ответчика.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не может согласиться с выводами Арбитражного суда Иркутской области.
В соответствии со статьёй 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулируется порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает направление исполнительного документа для исполнения, а пункт 5 этой статьи - возможность обжалования действий (бездействие) органов, исполняющих судебные акты.
Вместе с тем пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"); нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.
Поскольку финансовое управление администрации г.Черемхово является главным распорядителем и получателем средств муниципального образования, поэтому исполнительный лист правомерно направлен ему для исполнения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно абзацу 4 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
На основании изложенного, финансовое управление администрации г.Черемхово обязано было исполнить полученный от заявителя исполнительный лист N 28767 в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то есть до 17.07.2007.
Данный вывод суда первой инстанции о значимом для рассмотрения дела по существу фактическом обстоятельстве соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам, основан на правильном применении указанных выше норм материального права.
Вместе с тем, в нарушении требований статей 49, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд указал об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными бездействия финансового управления администрации г.Черемхово по неисполнению исполнительного листа N 28767 от 07.09.2005, в то время как ОАО "Иркутскэнерго" заявлены требования о признании незаконным бездействия финансового управления администрации г. Черемхово по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2005 года по делу N А19-4006/05-6 о взыскании с муниципального образования "город Черемхово" за счёт казны в пользу ОАО "Иркутскэнерго" 2 196 139 рублей 97 копеек.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает необходимым в данной части решение суда первой инстанции изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: "признать незаконным бездействие финансового управления администрации г.Черемхово по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2005 года по делу N А19-4006/05-06".
В соответствии со статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов взыскателя, указал на отсутствие исполнительного листа на исполнении у финансового управления.
Данные обстоятельства не могут повлиять на обязанность ответчика по своевременному исполнению решения арбитражного суда, в связи с чем, отказ в удовлетворении требований об обязании исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования, являются необоснованными.
На основании изложенного, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в данной части и принятии нового решения об их удовлетворении, обязав финансовое управление администрации г. Черемхово с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2005 года по делу N А19-4006/05-6 в соответствии с исполнительным листом N 28767 от 07.09.2005 в сумме 2 196 139 рублей 97 копеек в месячный срок.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции относятся на финансовое управление администрации г.Черемхово.
Руководствуясь статьями 110, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 декабря 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14119/07 в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным бездействия финансового управления администрации г.Черемхово по неисполнению исполнительного листа N 28767 от 07.09.2005 изменить, резолютивную часть решения в этой части изложить в следующей редакции: "признать незаконным бездействие финансового управления администрации г.Черемхово по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2005 года по делу N А19-4006/05-06". Решение в части отказа в удовлетворении требования об обязании исполнить содержащееся в исполнительном документе требование отменить, принять по делу в данной части новое решение. Обязать финансовое управление администрации г. Черемхово с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2005 года по делу N А19-4006/05-6 в соответствии с исполнительным листом N 28767 от 07.09.2005 в сумме 2 196 139 рублей 97 копеек в месячный срок.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с финансового управления администрации г.Черемхово в пользу Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.М. Воробьева |
Судьи |
Н.А. Горячих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.