г. Иркутск |
|
04 мая 2008 г. |
N А58-278/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Некрасовой Н.В., Уманя И.Н.,
представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2008 года по делу N А58-278/2007 (суд первой инстанции - Решетникова С.Н., суд апелляционной инстанции: Стасюк Т.В., Буркова О.А., Куклин О.А.),
установил:
Полное товарищество крестьянского хозяйства "Нива" (далее - ПТКХ "Нива") обратилось с иском к Муниципальному образованию "Ленский район" как к субсидиарному ответчику о взыскании долга с ГУ "Управление капитального строительства" Администрации Ленского улуса Республики Саха (Якутия) в размере 136.737 рублей 43 копеек по договору подряда от 16 июля 2002 года на выполнение работ по устройству дороги в микрорайоне "Чанчик-2", заключенного между ПТКХ "Нива" и ГУ "УКС" Администрации Ленского улуса, взысканного Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) с ГУ "УКС" решением от 9 марта 2005 года по делу N А58-3952/03.
Определением от 18 мая 2007 года по ходатайству истца привлечен к участию в деле второй ответчик Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
Определением от 15 октября 2007 года прекращено производство по делу N А58-278/2007 в части требований к МО "Ленский район" Республика Саха (Якутия) в связи с отказом истца от требований к нему.
Истец заявил о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с казны Республики Саха (Якутия) долга ГУ УКС Администрации Ленского улуса в размере 136.737 рублей 43 копеек.
Решением от 20 ноября 2007 года заявленные истцом требования удовлетворены, с Республики Саха (Якутия) в пользу истца за счет казны взыскано 136.737 рублей 43 копейки.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2008 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2007 года оставлено без изменения.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2008 года отменить.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, судебные акты, принятые по делу N А58-278/2007 являются необоснованными, вынесены без учета положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, с нарушением норм материального и норм процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы, указывает на то, что Министерство финансов Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти, но не обладает полномочиями по самостоятельному распределению средств бюджета и корректировке статей расходов. Финансирование расходов производится по целевому назначению и в пределах средств, предусмотренных в бюджете Республики Саха (Якутия) и утвержденных законом.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 28 апреля 2008 года до 11 часов 30 минут 4 мая 2008 года, о чем были сделаны публичные извещения.
Все лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Кассационная жалоба рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения от 20 ноября 2007 года и постановления от 11 февраля 2008 года, принятых по делу N А58-278/2007, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции и арбитражным апелляционным судом, 9 марта 2005 года решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-3952/2003 взыскано с ГУ "Управления капитального строительства" Ленского улуса в пользу ПТКХ "Нива" 136.737 рублей 43 копейки, из них: 107.161 рубль основного долга, 29.576 рублей 43 копейки пени.
13 мая 2005 года выдан исполнительный лист N 026807.
Как следует из выписки ЕГРЮЛ от 12 марта 2007 года, представленной Администрацией МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в материалы дела, Учреждение УКС Ленского улуса является действующим учреждением, из реестра юридических лиц не исключено, создано администрацией Ленского улуса 09.08.2000 года, переименование в Государственное учреждение "Управление капитального строительства" зарегистрировано 3 декабря 2002 года.
Исполнительный лист для исполнения был предъявлен истцом в службу судебных приставов.
12 мая 2006 года судебный пристав-исполнитель Иванов Е.В. вынес постановление о возвращении исполнительного документа и об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения по причине отсутствия денежных средств у УКС Администрации Ленского улуса.
Исполняя судебное решение, в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2004 года N 660 "Об утверждении Правил исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета с лицевых счетов, открытых им в органах Республиканского казначейства Министерства финансов Республики Саха (Якутия) 30 мая 2006 года N114, истец направил заявление с исполнительным листом о перечислении суммы долга в ФКУ Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Ленскому улусу. Исполнительный лист возвращен ФКУ МФ Республики Саха (Якутия) по Ленскому улусу без исполнения, в связи с тем, что должник - ГУ УКС не является получателем средств местного бюджета МО "Ленский район" и не имеет лицевого счета в их органе.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) на запрос истца ответило, что ГУ УКС Администрации Ленского улуса не является получателем средств республиканского бюджета.
ГУ "Управление капитального строительства" является государственным учреждением, собственником его имущества является Республика Саха (Якутия).
В соответствии с частью 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника. Таким образом, от имени собственника бюджетного учреждения по гражданскому законодательству выступает лицо, определяющее для него задания. Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств определяет главный распорядитель бюджетных средств. Следовательно, главный распорядитель должен выступать от имени собственника бюджетного учреждения.
Подобный подход к определению субсидиарного должника закреплен в пункте 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 декабря 2005 года N 197-ФЗ.
Согласно статьям 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации. Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" и Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного учреждения в порядке субсидиарной ответственности судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование.
Как видно из положения УКС по правовому статусу основной должник является государственным учреждением, имущество которого принадлежит на праве собственности Республике Саха (Якутия).
Согласно пункту 3.37 Положения "О Министерстве финансов Республики Саха (Якутия)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.02.2006 N 31, Минфин Республики Саха (Якутия) является государственным органом исполнительной власти, имеющим право представлять интересы казны Республики Саха (Якутия) в судах различных инстанций и юрисдикции.
Суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд считают, что истцом доказано отсутствие денежных средств у основного должника и обоснованно предъявление требования об уплате долга к субсидиарному должнику - собственнику имущества учреждения. Муниципальный район "Ленский район" принимает в полном объеме кредиторскую и дебиторскую задолженность администраций района, бюджетных организаций администраций района, но путем заключения с каждым кредитором либо дебитором отдельных соглашений о правопреемстве долговых обязательств. Такое соглашение с ПТКХ "Нива" муниципальный район "Ленский район" не заключало. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) не представило доказательств подтверждающих факт передачи УКС из государственной собственности в муниципальную собственность. Таким образом, учреждение УКС администрации Ленского улуса в настоящее время находится в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и по долгам учреждения при отсутствии денежных средств у основного должника в порядке субсидиарной ответственности по статьям 120 и 399 Гражданского кодекса Российской Федерации должна отвечать Республика Саха (Якутия).
Обстоятельства спора, связанные с определением субсидиарного должника, размера непогашенного долга были предметом рассмотрения суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, не опровергают выводы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвертого арбитражного апелляционного суда и не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении норм права, они отклоняются на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах, оснований, указанных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, которые приняты без нарушения норм материального и норм процессуального права, у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2008 года по делу N А58-278/2007 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 этого же Кодекса подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2008 года по делу N А58-278/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.И. Палащенко |
Судьи |
Н.В. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.