г. Иркутск |
|
28 февраля 2008 г. |
N А19-6556/07-42-Ф02-456/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Смоляк Л.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Богданова Д.Я. (доверенность от 09.01.2008 N 03-01),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 04 июля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 19 ноября 2007 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-6556/07-42 (суд первой инстанции: Кузнецова Л.А.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Григорьева И.Ю., Рылов Д.Н.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Иркутские известняки" (далее - ЗАО "Иркутские известняки", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 09.01.2007 N 1236 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица и обязании произвести данную регистрацию.
Решением суда первой инстанции от 04 июля 2007 года заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение налоговой инспекции от 09.01.2007 N 1236 признано незаконным, на регистрирующий орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19 ноября 2007 года решение суда от 04 июля 2007 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотивам нарушения судами норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, в ликвидационном балансе общества, представленном в регистрирующий орган, не отражена сумма задолженности по штрафным санкциям в размере 5000 рублей, что является основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица. Ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения, считается не представленным, что является нарушением части 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей ЗАО "Иркутские известняки" в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 26 февраля до 28 марта 2008 года до 11 часов 00 минут.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25.12.2006 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей или органа юридического лица.
09.01.2007 регистрирующим органом принято решение N 1236 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ЗАО "Иркутские известняки" в связи с его ликвидацией, поскольку представленный обществом ликвидационный баланс является недостоверным в виду отсутствия в нём сведений о задолженности общества по штрафным санкциям в размере 5000 рублей.
Считая принятое налоговой инспекцией решение от 09.01.2007 N 1236 незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговая инспекция, не реализовавшая своё право на принудительное исполнение судебного акта в отношении должника и пропустившая срок на предъявление исполнительного листа к исполнению, не вправе осуществлять его при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в отношении должника, в связи с чем пришёл к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решения суда первой инстанции, признал выводы суда правомерными, поскольку налоговой инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении обществом требований Закона о регистрации, установленных в отношении ликвидации юридического лица.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 23 Закона о регистрации содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в статье 21 Закона о регистрации, согласно которой в регистрирующий орган представляются следующие документы:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
ликвидационный баланс;
документ об уплате государственной пошлины;
документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Как следует из материалов дела и не оспаривается налоговой инспекцией, обществом в регистрирующий орган были представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы, предусмотренные частью 1 статьи 21 Закона о регистрации.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в оспариваемом решении указано предоставление обществом ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения в связи с отсутствием в нём сведений о задолженности общества по штрафам в размере 5000 рублей.
Судами обеих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что 29.12.2003 исполнительное производство в отношении общества о взыскании суммы штрафа в размере 5000 рублей окончено службой судебных приставов в связи с невозможностью взыскания. Предусмотренный законодательством об исполнительном производстве срок предъявления исполнительного документа к исполнению на момент принятия регистрирующим органом оспариваемого решения истёк. Данный вывод судов основан на положениях подпункта 1 пункта 1 статьи 14, пунктов 1, 3 статьи 15, пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что регистрирующий орган, не реализовавший своё право на принудительное исполнение судебного акта в отношении общества посредством органов принудительного исполнения судебных актов и пропустивший срок на предъявление исполнительного листа к исполнению, не вправе осуществлять его при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в отношении общества.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Иркутской области сделал правильный вывод об отсутствии у налоговой инспекции законных оснований для отказа ЗАО "Иркутские известняки" в государственной регистрации, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав решение от 09.01.2007 N 1236 незаконным и обязав налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения.
Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности налоговой инспекцией допущенных обществом нарушений требований Закона о регистрации, установленных в отношении ликвидации юридического лица, поскольку доказательства, свидетельствующие о совершении обществом указанных нарушений, в материалах дела отсутствуют.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, получившим надлежащую правовую оценку в судебных актах в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
У суда кассационной инстанции, исходя из пределов его компетенции, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют правовые основания для переоценки фактических обстоятельств дела и выводов судов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 04 июля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 19 ноября 2007 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-6556/07-42 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Смоляк |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.