г. Иркутск |
|
23 апреля 2008 г. |
Дело N А19-4979/07 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Соколовой Л.М.,
судей: Звечаровской Т.А., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании представителей: Министерства финансов Российской Федерации - Талаева Д.В. (доверенность от 27.12.08), открытого акционерного общества "Иркутскэнерго" - Кузьменко М.А. (доверенность от 01.01.08),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2008 года по делу N А19-4979/07-22 (суд первой инстанции: Архипенко А.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Иркутскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков, возникших от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг по Федеральному закона "Об основах федеральной жилищной политики" в сумме 12 500 рублей.
В качестве третьих лиц привлечены Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, УСЗН администрации Ангарского муниципального образования, администрация Ангарского муниципального образования в лице Управления по экономике и финансам.
Истец до принятия решения по делу увеличил размер исковых требований до 161 758 руб. 23 коп. из них: льготы, предоставленные в 2004 года дополнительно за период с 01.01.03 по 31.12.03 в сумме 20 356 руб. 71 коп. и за период с 01.05.04 по 31.12.04 в сумме 141 401 руб. 52 коп. убытки, возникшие от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг по Федеральному закону "Об основах федеральной жилищной политики".
Решением от 3 августа 2007 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.10.2007 решение суда первой инстанции отменено, дело передано на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом указаний кассационной инстанции относительно пропуска срока исковой давности заявил об уменьшении размера исковых требований, истец просит взыскать с ответчика - Российской Федерации в пользу ОАО "Иркутскэнерго" расходы, понесенные в связи с предоставлением в период с 01.05.2004 по 31.12.2004 гражданам льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" в сумме 141 401 руб. 52 коп.
Заявление об уменьшении размера исковых требований судом удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2008 года исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Иркутскэнерго" взыскано 141 401 руб. 52 коп. основного долга.
Не согласившись принятым по делу судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2008 года и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, суд неправильно применил нормы материального права, а именно: статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год", статьи 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заявитель полагает, что органы местного самоуправления обязаны предоставлять субсидии гражданам за счет средств местных бюджетов с последующей компенсацией из бюджета субъекта Российской Федерации исходя из фактических данных. Бюджету субъекта в порядке межбюджетных отношений из федерального бюджета может быть предоставлена финансовая помощь на частичную компенсацию льгот.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что Российская Федерация не может нести ответственность за непредставление средств, предназначенных для выплаты субсидий гражданам.
В обжалуемом решении суда не указано, в чем заключается противоправное поведение Министерства финансов Российской Федерации, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, а также не доказана вина Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ОАО "Иркутскэнерго" указал на необоснованность кассационной жалобы и законность обжалуемого решения.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование (с учетом уточнений) о взыскании убытков, возникших от предоставления субсидий по оплате предоставленных жилищно-коммунальных услуг гражданам во исполнение Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в период с 01.05.2004 по 31.12.2004 в сумме 141 401 руб. 52 коп.
Основанием иска указано ненадлежащее исполнение обязательств по возмещению расходов, возникших в связи с предоставлением субсидий по оплате предоставленных жилищно-коммунальных услуг гражданам во исполнение Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
В обоснование своих требований истец представил копии: договора N 228/2004 от 01.01.04, акта сверки, списков лиц, имеющих право на субсидии, отчета, счетов-фактур.
Возражая против заявленных требований, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации указала на то, что истец не доказал состав гражданского правонарушения, отсутствуют доказательства, подтверждающие фактические расходы истца. Ответчик считает свои обязательства в пределах спорного периода выполненными в полном объеме.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в заявленной сумме за счет казны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Иркутскэнерго" предоставляло в период с 01.05.2004 по 31.12.2004 гражданам, имеющим право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотренные статьями 15 - 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" льготы по оплате путем уменьшения размера платежей за коммунальные услуги на сумму начисленной субсидии.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает правомерными выводы Арбитражного суда Иркутской области о наличии оснований для взыскания расходов истца за счет средств казны Российской Федерации. В пользу ОАО "Иркутскэнерго" взысканы расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в период с 01.05.2004 по 31.12.2004 в сумме 141 401 руб. 52 коп.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем, государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ) органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и Законом Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что недостаточное финансирование расходов на реализацию Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" имело место со стороны Российской Федерации, в связи с чем компенсация расходов ОАО "Иркутскэнерго" должна производиться за счет средств казны Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления субсидий и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление субсидий, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2008 года по делу N А19-4979/07-22 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2008 года по делу N А19-4979/07-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.