г. Иркутск |
|
29 апреля 2008 г. |
N А69-1321/07-Ф02-1667/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.М.,
судей: Брюхановой Т.А., Косачёвой О.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Тыварыбхоз" Коптевой Н.П. (доверенность от 10.09.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тыварыбхоз" на решение от 12 ноября 2007 года Арбитражного суда Республики Тыва, постановление от 26 февраля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А69-1321/07 (суд первой инстанции - Ажи В.А., суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Дунаева Л.А., Колесникова Г.А.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тыварыбхоз" (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва (далее - инспекция) о признании незаконным решения N115 от 23.05.2007 в части привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 204 438 рублей, доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 1 531 602 рубля и пени в сумме 376 097 рублей.
Решением от 12 ноября 2007 года Арбитражного суда Республики Тыва в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 26 февраля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Общество обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Заявитель указывает, что ошибки, допущенные поставщиком в оформлении счетов-фактур, впоследствии исправленные и представленные обществом в инспекцию, не могут лишить его права на применение налоговых вычетов при доказанности фактической уплаты поставщику сумм налога на добавленную стоимость.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела что в ходе проведения выездной налоговой проверки деятельности общества инспекцией установлено неправомерное применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, выставленных ООО "Нефтранс". Счета-фактуры не соответствовали требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, указан неверный идентификационный номер покупателя.
В ходе рассмотрения результатов выездной налоговой проверки общество представило в инспекцию переоформленные (новые) счета-фактуры.
По результатам проверки инспекцией принято решение N 115 от 23.05.2007, которым, в том числе общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 204 438 рублей, доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 1531602 рубля и пени в сумме 376 097 рублей.
Не согласившись с решением инспекции в указанной части, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции и апелляционный суд, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, обоснованно исходили из того, что право на применение налогового вычета должно быть подтверждено определенными доказательствами, а именно счетом-фактурой, составленным в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету и возмещению в установленном порядке.
Статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму исчисленного налога на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. В соответствии с названной статьей вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и для перепродажи.
Согласно статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
Выездной налоговой проверкой было установлено, что обществом в проверяемом периоде были предъявлены к вычету суммы налога на добавленную стоимость на основании счет-фактур, оформленных с нарушением порядка, установленного пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный факт налогоплательщиком не отрицался.
Как усматривается из материалов дела, до вынесения инспекцией обжалуемого решения налогоплательщиком представлены переоформленные (новые) счета-фактуры поставщика ООО "Нефрас" с прежними номерами и датами.
Пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, установление порядка ведения которых отнесено пунктом 8 названной статьи Кодекса к компетенции Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N914, покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов в хронологическом порядке. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Пунктом 29 названных Правил установлено, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы определен также пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которым в первичные учетные документы исправления могут вноситься по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Как правильно указали суды, такой порядок внесения изменений в счета-фактуры не предусматривает возможности устранения допущенных в счетах-фактурах ошибок путем их переоформления.
Переоформленные счета-фактуры, представленные обществом, не могут являться основанием для принятия к вычету налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, у судов отсутствовали правовые основания для признания решения N 115 от 23.05.2007 инспекции незаконным в обжалуемой части.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает несостоятельными доводы, приведенные в кассационной жалобе, и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьями 101, 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с общества подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы, уплата которой была отсрочена до рассмотрения дела кассационной инстанцией.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 12 ноября 2007 года Арбитражного суда Республики Тыва, постановление от 26 февраля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А69-1321/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тыварыбхоз" в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Арбитражному суду Республики Тыва выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.М.Юдина |
Судьи |
Т.А. Брюханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.