г. Иркутск |
|
21 февраля 2008 г. |
N А33-4540/2007-Ф02-335/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Смоляк Л.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
представители сторон в судебном заседании участия не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска на решение от 06 сентября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 06 декабря 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-4540/2007 (суд первой инстанции: Шуваева Е.В.; суд апелляционной инстанции: Магда О.В., Кириллова Н.А., Хасанова И.А.),
установил:
Конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Энергия" Морланг Ирина Николаевна (далее - конкурсный управляющий) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Красноярска (далее - налоговая инспекция, регистрирующий орган) от 19.12.2006 N 4438 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о завершении конкурсного производства и ликвидации открытого акционерного общества "Энергия" (далее - ОАО "Энергия", общество) за N 2062465173197 (свидетельство серии 24 N 004261676).
Решением суда первой инстанции от 06 сентября 2007 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06 декабря 2007 года решение суда от 06 сентября 2007 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, решение о государственной регистрации прекращения деятельности ОАО "Энергия" на основании вступившего в законную силу определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства принято налоговой инспекцией в соответствии с действующим законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий отклоняет изложенные в ней доводы, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 апреля 2006 года по делу N А33-5457/2006 ОАО "Энергия" признано банкротом, в отношении общества введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Морланг И.Н.
Определением арбитражного суда от 15 декабря 2006 года конкурсное производство в отношении ОАО "Энергия" завершено.
19.12.2006 на основании указанного определения регистрирующим органом принято решение N 4438 о государственной регистрации прекращения деятельности ОАО "Энергия" в связи с его ликвидацией, внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации общества за N 2062465173197.
Конкурсный управляющий, считая принятое налоговой инспекцией решение от 19.12.2006 N 4438 не соответствующим закону и нарушающим его права, а также права и законные интересы общества и его кредиторов, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что конкурсный управляющий ОАО "Энергия" с заявлением о государственной регистрации ликвидации общества в предусмотренной законом форме не обращалась, в связи с чем пришёл к выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решения суда первой инстанции, признал выводы суда правомерными, поскольку налоговой инспекцией не представлено доказательств соответствия оспариваемого решения статьям 9, 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно частям 1, 3 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника и подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с частью 2 статьи 149 Закона о банкротстве конкурсный управляющий в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Порядок представления документов и порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица установлены статьями 9, 21, 22 Закона о регистрации.
Частью 4 статьи 22 Закона о регистрации установлено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией заявителем в регистрирующий орган является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии.
Статья 21 Закона о регистрации содержит перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Определением арбитражного суда о завершении конкурсного производства от 15 декабря 2006 года по делу N А33-5457/2007 на конкурсного управляющего возложена обязанность в течение пяти дней с даты получения определения представить его в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника; доказательства внесения записи о ликвидации должника представить в арбитражный суд до 15.01.2007.
Как следует из материалов дела и установлено обеими судебными инстанциями, конкурсный управляющий с заявлением о ликвидации ОАО "Энергия" на основании определения арбитражного суда от 15.12.2006 о завершении конкурсного производства в регистрирующий орган не обращался.
При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговой инспекцией не представлено доказательств соответствия оспариваемого решения статьям 9, 21 Закона о регистрации, судами сделан правильный вывод об отсутствии у налоговой инспекции законных оснований для принятия оспариваемого решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица, в связи с чем решение от 19.12.2006 N 4438 правомерно признано незаконным.
В связи с изложенным доводы заявителя кассационной жалобы о соответствии оспариваемого решения налоговой инспекции действующему законодательству суд кассационной инстанции находит несостоятельными.
Довод налоговой инспекции о том, что в силу статьи 9 Закона о регистрации заявителем при государственной регистрации может быть иное лицо, действующее на основании полномочия, в том числе судья, направивший в регистрирующий орган судебный акт, исследован судами первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонен как не основанный на положениях федерального закона.
Ссылка налоговой инспекции на то, что судебный акт о завершении конкурсного производства не обжалован и вступил в законную силу, также не может быть принята во внимание с учетом права на возможность обращения в данном конкретном случае с заявлением в порядке главы 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на что указано в заявлении конкурсного арбитражного управляющего (л.д. 82-83, т.1).
Выводы судов двух инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, получившим надлежащую правовую оценку в судебных актах.
У суда кассационной инстанции, исходя из пределов его компетенции, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют основания для переоценки фактических обстоятельств дела и выводов судов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06 сентября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 06 декабря 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-4540/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Смоляк |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.