г. Иркутск |
|
30 июля 2015 г. |
N А19-4187/2014 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Скубаева А.И., Уманя И.Н.,
при участии в судебном заседании представителя Правительства Иркутской области Перерешко Марины Николаевны (доверенность от 15.12.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2014 года по делу N А19-4187/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В., Басаев Д.В.),
установил:
Правительство Иркутской области (ОГРН 1073808005534, далее - правительство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "СибСтрой" (ОГРН 1103827001519, далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка N 05-51-3/8 от 17.01.2008 за период с 01.10.2012 по 06.08.2013 в размере 410 786 рублей 80 копеек, неустойки за просрочку исполнения обязательств за период с 11.08.2010 по 06.08.2013 в размере 123 635 рублей 35 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.08.2013 по 12.02.2014 в размере 17 890 рублей 54 копейки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2014 года исковые требования удовлетворены частично.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, правительство обратилось в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены только основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Правила определения размера арендной платы, определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы только за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации. Соответственно, данные правила не подлежат применению в отношении земельных участков, собственность на которые не разграничена. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па утверждено "Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между администрацией Иркутской области (в настоящее время - Правительство Иркутской области, арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Строительное управление "Иркут" (арендатор) на основании распоряжения заместителя главы администрации Иркутской области от 14.11.2007 N 561-рз "О предоставлении ЗАО "Строительное управление "Иркут" земельного участка для строительства административного здания в Свердловском районе г. Иркутска в микрорайоне Первомайский" заключен договор аренды земельного участка N 05-51-3/8 от 17.01.2008, в соответствии с условиями которого, арендодатель предоставил по акту приема-передачи от 17.01.2008 арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, микрорайон Первомайский, с кадастровым номером 38:36:000030:0977, площадью 4 624 кв.м. для его использования в целях строительства административного здания (п. 1.1. договора).
В силу п. 2.3. договора, если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
04.05.2010 между закрытым акционерным обществом "Строительное управление "Иркут" (арендатор) и закрытым акционерным обществом "СТМ-Классик" (новый арендатор) заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 05-51-3/8 от 17.01.2008, в соответствии с которым, первоначальный арендатор передает новому арендатору все свои права и обязанности по договору N 05-51-3/8 от 17.01.2008.
22.07.2010 закрытое акционерное общество "СТМ-Классик" (арендатор) передало все права и обязанности в отношении вышеуказанного земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "СибСтрой" (новый арендатор), в связи с чем, между данными юридическими лицами было подписано соглашение о передаче прав и обязанностей от 22.07.2010 по договору аренды земельного участка N 05-51-3/8 от 17.01.2008.
В соответствии с п. 3 соглашения, новый арендатор (ООО "СибСтрой") становится ответственным перед арендодателем по договору аренды земельного участка N 05-51-3/8 от 17.01.2008 с момента государственной регистрации Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области сделки по передаче прав и обязанностей по настоящему соглашению.
Соглашение от 22.07.2010 о передаче прав и обязанностей от 22.07.2010 г. по договору аренды земельного участка N 05-51-3/8 от 17.01.2008 г. зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 19.08.2010 за N 38-38-01/30/2010-227.
Таким образом, арендатором по договору аренды земельного участка N 05-51-3/8 от 17.01.2008 с 19.08.2010 г. являлось ООО "СибСтрой".
В силу п. 2 ст. 621 ГК РФ в связи с тем, что арендатор продолжал пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ).
Согласно п. 3.4.4. договора, арендатор обязался своевременно и полностью уплачивать арендодателю арендную плута в размере и на условиях, установленных договором.
Разделом 4 договора определен размер и условия внесения арендной платы.
Так, согласно п. 4.4. договора, внесение арендной платы осуществляется ежеквартально равными долями не позднее 10 числа второго месяца каждого квартала в размере, определенном на основании прилагаемого расчета, являющегося неотъемлемой частью договора.
В соответствии с п. 4.6. договора, размер арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы могут изменяться арендодателем в одностороннем порядке в случае установления (изменения) органами государственной власти Иркутской области порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Об изменении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы арендодатель письменно извещает арендатора.
Пересмотр размера арендной платы осуществляется, в том числе и в связи с изменением уровня инфляции, - не чаще одного раза в год.
В связи с этим, на основании п. 4.6. договора, сопроводительными письмами N 24-241/2и от 20.01.2011, N 24-217/2и от 18.01.2012, N 822-24/1и от 01.02.2013 с приложениями к ним расчетов арендной платы арендатор был уведомлен об изменении арендной платы.
07.08.2013 общество с ограниченной ответственностью "СибСтрой" зарегистрировало право собственности на арендованный им по договору N 05-51-3/8 от 17.01.2008 г. земельный участок, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРП от 03.03.2014 N 38/002/2014-9157.
Как указывает истец в иске, в течение срока действия договора аренды земельного участка N 05-51-3/8 от 17.01.2008 арендатором - ООО "СибСтрой" неоднократно нарушались обязательства по внесению арендной платы за пользование участком, в связи с чем, у него перед арендодателем образовалась задолженность по арендной плате.
Министерство имущественных отношений Иркутской области неоднократно направляло в адрес ООО "СибСтрой" предупреждения (N 9201-24/1и от 04.09.2013, N 51-37-364/4 от 20.01.2014 ) с требованиями оплатить имеющуюся задолженность, однако, ООО "СибСтрой" претензии об оплате были оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Иркутской области с исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанции руководствовались статьей 22, пунктами 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями постановления N 582 и применил к земельному участку, арендуемому ответчиком для строительства административного здания, ставку арендной платы в размере 2 % от кадастровой стоимости участка.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 г. N 213-па в пределах компетенции, определенной пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды между истцом и ответчиком по делу) закрепил право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением N 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные постановлением N 582 принципы не содержат требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Названным постановлением N 582 не утверждалась единая методика расчета ставок арендной платы.
Как следует из пункта 1 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением N 582, содержащиеся в них предписания распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Размер арендной платы за земельный участок был определен в соответствии с постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па и постановлением мэра г.Иркутска от 20.02.2009 N 031-06-533/9.
Суды, проверив расчет задолженности по арендной плате, произведенной истцом на основании акта муниципального образования, пришли к выводу, что в настоящем случае применяется подпункт "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009.
Вместе с тем, поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Данные правовые подходы сформулированы в определении Верховного Суда Российской Федерации N 22-АПГ14-4 от 24.12.2014.
В настоящем деле при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 г. N 213-па, которое принято в пределах полномочий субъекта, определенных пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не признано в установленном порядке противоречащем действующему законодательству.
На основании изложенного, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемых решении, постановлении о применении норм права противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также сделаны при неправильном применении норм материального права, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов.
Поскольку оценка расчета размера основного долга, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит проверке с учетом установления фактических обстоятельств по делу, суд кассационной инстанции в силу определенных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий лишен возможности принять новый судебный акт.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований норм арбитражного процессуального закона, определить применимое к настоящему спору право, после чего разрешить спор с применением норм права, регулирующих правоотношения сторон, исходя из предмета и оснований заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2014 года по делу N А19-4187/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2015 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.