город Иркутск |
|
30 июля 2015 г. |
Дело N А19-12388/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Соколовой Л.М., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Горовцова Валерия Степановича - Хаирова Мусавиля Рашитовича (доверенность от 06.08.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Горовцова Валерия Степановича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2014 года по делу N А19-12388/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Дягилева И.П., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Рылов Д.Н., Ячменёв Г.Г.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Горовцов Валерий Степанович (ОГРНИП 304380528000067, далее - ИП Горовцов В.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Комитета по градостроительству администрации муниципального образования города Братск (ОГРН 1023800841712, г. Братск, далее - администрация) от 30.06.2014 N МУ-4880/12/14 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обязании администрации муниципального образования города Братска устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023802658714, г. Железногорск-Илимский, далее - ОАО "Коршуновский ГОК").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 23.06.2015 до 16 часов 30.06.2015, о чем сделано публичное извещение.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2015 года рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено до 15 часов 21 июля 2015 года.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 21 июля 2015 года до 15 часов 23 июля 2015 года, о чем сделано публичное извещение.
Представитель ИП Горовцова В.С. в судебных заседаниях подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит сооружение - подъездной путь N 32 с кадастровым номером 38:34:000000:787, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 38 АЕ N 270554 от 13.01.2014.
10.06.2014 ИП Горовцов В.С. обратился в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения двух земельных участков, на которых расположено вышеназванное сооружение, указав, что исходя из сложившихся условий землепользования в кадастровом квартале 38:34:032801 один из вышеупомянутых земельных участков будет образован при разделе ранее учтенного земельного участка 38:34:032801:10, в результате которого последний сохраняется в измененных границах. Поскольку часть принадлежащего заявителю сооружения приходится на территорию, отнесенную к данному земельному участку, и отсутствуют механизмы высвобождения земель из земельных участков, в данном случае, по мнению предпринимателя, единственным доступным способом формирования земельного участка на занимаемой заявителем территории является раздел земельного участка 38:34:032801:10, государственная собственность на который не разграничена, права (обременения) не зарегистрированы.
30.06.2014 администрацией принято постановление N 404 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", которым утверждена схема многоконтурного земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, город Братск, П 26 267 00 00, категория земель населенных пунктов общей площадью 0,2301 га, для размещения сооружения - подъездной путь N 32.
Администрация письмом от 30.06.2014 разъяснила предпринимателю, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: Иркутская область, город Братск, П 26 268 00 00, предполагает раздел земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, город Братск, П 26 62 00 00, категории земель населенных пунктов площадью 3,8040 га, для размещения производственной базы, предоставленного на праве аренды ОАО "Коршуновский ГОК" (договор N 90-12 аренды земельного участка от 26.03.2012). В настоящее время, договор аренды пролонгирован на неопределенный срок.
На земельном участке, находящемся по адресу: Иркутская область, город Братск, П 26 62 00 00, находятся объекты, принадлежащие на праве собственности ОАО "Коршуновский ГОК", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Предприниматель считая, что отказ администрации, выраженный в письме от 30.06.2014 N МУ-4880/12/14, не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выраженный в письме от 30.06.2014 N МУ-4880/12/14, соответствует пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Общим правилом образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принятие соответствующего решения уполномоченным органом власти в порядке, предусмотренном в пунктах 2 - 5 указанной статьи (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 указанного Кодекса, согласно которой предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласование местоположения границ земельного участка является обязательной стадией кадастровых работ, производимых в целях осуществления кадастрового учета (статьи 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
По смыслу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и разъяснений в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" утверждение схемы расположения земельного участка под объектом недвижимости, принадлежащим на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.
В рассматриваемом случае администрация необоснованно со ссылкой на пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации отказала заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка.
Учитывая изложенное, вывод судов о том, что оспариваемый отказ 30.06.2014 N МУ-4880/12/14 не нарушает права и законные интересы заявителя следует признать преждевременными.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене как принятые по неполно исследованным обстоятельствам и с нарушением норм материального права.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции необходимо проверить соответствие оспариваемого отказа нормам земельного законодательства с учетом требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, дать надлежащую оценку основаниям отказа, изложенным в письме от 30.06.2014 N МУ-4880/12/14.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2014 года по делу N А19-12388/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2015 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
Л.М. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.