город Иркутск |
|
1 сентября 2015 г. |
Дело N А33-23945/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рембытсервис" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 февраля 2015 года по делу N А33-23945/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Раздобреева И.А., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Морозова Н.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рембытсервис" (ОГРН 1062457022286, г. Норильск Красноярского края, далее - ООО "Рембытсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному учреждению "Управление имущества администрации г. Норильска" (ОГРН 1052457011276, г. Норильск Красноярского края, далее - Управление) о признании незаконным решения, оформленного распоряжением об отказе в реализации преимущественного права от 19.09.2014 N 150/А-108, и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 февраля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 03676, 03677, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 11.07.2015), своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Рембытсервис" 20.08.2014 обратилось в Управление с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого муниципального имущества в соответствии с Законом N 159-ФЗ.
Распоряжением от 19.09.2014 N 150/А-108 Управление отказало в реализации преимущественного права. Как указано в распоряжении, общество имеет задолженность по арендной плате за объект, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления; договор аренды заключен с нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), то есть без проведения торгов и согласования муниципальной преференции, в связи с чем помещения по состоянию на 01.07.2013 не находятся во временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором.
Полагая, что данное решение не соответствует закону и нарушает его права, общество обратилось в суд с заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций установили следующие обстоятельства заключения обществом договоров аренды.
Администрация г. Норильска 16.10.2006 приняла постановление N 2080 "О выделении помещений", на основании которого обществу выделено в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Норильск, Ленинский проспект, 43, общей площадью 21 кв. м (для оказания бытовых услуг населению: ремонт часов). Управлению было поручено заключить договор аренды с обществом сроком на 360 дней с момента регистрации договора в Управлении.
Между Управлением и обществом 16.11.2006 был подписан договор аренды недвижимого имущества муниципальной собственности N 3037-А.
Распоряжением Управления от 01.02.2008 N 88 договор аренды от 16.11.2006 N 3037-А был возобновлен на неопределенный срок.
Между Управлением и обществом 13.02.2008 был заключен договор аренды недвижимого имущества муниципальной собственности N 4300-А, по которому обществу передано в аренду то же недвижимое имущество. Срок договора в соответствии с пунктом 1.2. определен до 05.02.2009.
07.05.2010 между Управлением и обществом был заключен договор аренды объекта недвижимого имущества муниципальной собственности N 4508-А. Срок действия договора определен с 05.02.2009 по 05.02.2014.
По истечении срока действия договора N 4508-А ООО "Рембытсервис" продолжило пользоваться арендуемым муниципальным имуществом.
Признавая правомерным отказ Управления в реализации преимущественного права общества, суды двух инстанций исходили из следующего.
В силу статьи 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в том числе при соблюдении условий о том, что арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона (пункт 1); отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как следует из части 3 указанной статьи, при получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Частью 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ определено, что в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 данного Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
В данном случае причиной отказа в реализации преимущественного права на спорное нежилое помещение явилось наличие задолженности у общества по неустойке (пене) на день подачи заявления о реализации преимущественного права.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела (в том числе письмом от 05.10.2014 N 40, платежным поручением от 15.10.2014 N 147) и свидетельствует о нарушении обществом одного из условий реализации преимущественного права, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 159-ФЗ; задолженность по договору от 07.05.2010 N 4508-А была погашена обществом после обращения с заявлением о реализации преимущественного права на приватизацию спорных объектов недвижимости, а также после издания оспариваемого по настоящему делу распоряжения.
Кроме того, суды правомерно сослались на то, что, начиная с 26.10.2006, после вступления в силу Закона о защите конкуренции предоставление хозяйствующим субъектам муниципального имущества в пользование, в том числе в аренду, могло осуществляться путем проведения торгов или без проведения торгов путем предоставления муниципальной помощи с обязательного предварительного согласия антимонопольного органа.
Обществом соответствующие договоры аренды, начиная с договора от 16.11.2006 N 3037-А (от 13.02.2008 N 4300-А, от 07.05.2010 N 4508-А), были заключены без учета указанных требований о предоставлении муниципального имущества.
Согласно положениям статей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (в действующей и предыдущих редакциях) ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Спорное нежилое помещение, являющееся муниципальной собственностью, на основании договора аренды от 16.11.2006 N 3037-А было передано обществу без согласования с антимонопольным органом, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии необходимости при заключении договора от 16.11.2006 N 3037-А получать согласие антимонопольного органа не состоятелен в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей на дату заключения первого договора аренды от 16.11.2006) не является государственной или муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу в результате определённых федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определённым законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Как следует из пункта 1 статьи 20 приведённого закона (в редакции по состоянию на 16.11.2006), государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если государственная или муниципальная помощь предоставляется в соответствии с федеральным законом; в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год; в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год; за счёт резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; за счёт резервного фонда органа местного самоуправления.
Следовательно, законным являлось бы получение обществом имущества в аренду на торгах, либо (в случае их непроведения) с предварительного согласия антимонопольного органа. Сделка от 16.11.2006, таким образом, будучи ничтожной, не влечёт юридических последствий.
По этому же мотиву отклоняется довод общества о том, что необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление во владение и/или пользование муниципального имущества возникла в связи с вступлением в законную силу 23.08.2009 Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку такая обязанность существовала и ранее.
Не оспаривая вывод о том, что договор от 07.05.2010 также был заключён без предварительного согласия антимонопольного органа, общество указывает, что, тем не менее, по состоянию на 01.07.2013 владело и пользовалось помещением на основании договоров аренды от 16.11.2006 и от 13.02.2008.
Между тем продление действия договора от 16.11.2006, ничтожного в силу статей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, не исключает ничтожность договора от 13.02.2008, о чём сделаны мотивированные выводы судов.
Доводы общества о несогласии с наличием задолженности по арендным платежам и пени направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, в связи с чем также подлежат отклонению.
Таким образом, как правильно признали суды, общество не соответствует требованиям статьи 3 Закона N 159-ФЗ, поскольку по состоянию на 01.07.2013 заявленное обществом на выкуп помещение не находилось в его временном пользовании два года или более, а также в связи с наличием задолженности по неустойке (пени) на день подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение в собственность объекта недвижимого имущества муниципальной собственности.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 февраля 2015 года по делу N А33-23945/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.