город Иркутск |
|
3 сентября 2015 г. |
Дело N А19-17749/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Сергея Александровича - Лавыгина Александра Юрьевича (доверенность от 03.07.2015), Администрации Ольхонского районного муниципального образования - Дамдинцыренова Баясхалана Бадмажаповича (доверенность от 17.03.2015), Волковой Людмилы Евгеньевны (доверенность от 01.04.2015), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области - Константиновой Юлии Михайловны (доверенность от 07.10.2014 N 104),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Сергея Александровича, администрации Ольхонского районного муниципального образования на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2015 года по делу N А19-17749/2014 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванов Сергей Александрович (ОГРНИП 304382733200011, пгт Еланцы Иркутской области, далее - Иванов С.А.), уточняя и дополняя требования, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, г. Иркутск, далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным изложенного в сообщении от 30.07.2014 N 01/101/2014-299 отказа в государственной регистрации права и обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - управление Росимущества), Администрация Ольхонского районного муниципального образования (далее - администрация), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Объединенная дирекция государственного природного заповедника "Байкало-Ленский" и Прибайкальского национального парка".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2015 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационных жалобах администрация и Иванов С.А. просят проверить законность постановления суда апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм права, несоответствием выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзывах на кассационные жалобы управления Росимущества и Росреестра просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу Иванова С.А. администрация поддерживает доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании представители Иванова С.А. и администрации поддержали доводы кассационных жалоб, представитель управления Росреестра возразила против них.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 17.07.2015), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что 11.06.2014 Иванов С.А. обратился в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 51 549 кв. м с кадастровым номером 38:13:000014:941, расположенный по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Широкая Падь.
Регистрирующий орган сообщением от 30.07.2014 N 01/101/2014-299 отказал в государственной регистрации права со ссылкой на то, что спорный земельный участок расположен в границах территории Прибайкальского национального парка, земли которого относятся к особо охраняемым природным территориям, изъяты из оборота и не могут предоставляться в частную собственность. Также указал, что земли национальных парков относятся к ведению федеральных органов государственной власти, в связи с чем администрация не вправе распоряжаться спорным земельным участком.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Иванова С.А. с заявлением в суд.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 N 71 создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земли площадью 170 тысяч гектаров в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тысяч гектаров земель государственного фонда, а также 112 тысяч гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
В 2011 году уточнены границы земель, включенных в состав национального парка "Прибайкальский", сформировано землеустроительное дело, включающее карту (план) и содержащее сведения об объекте землеустройства и местоположении его границ.
В силу статьи 20 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Нормативных актов, изменяющих границы, установленные Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 N 71, уполномоченным органом власти не принималось. Таким образом, границы национального парка определены при его создании, установлены вышеуказанным нормативным актом и остаются неизменными с 1986 года.
Судами установлено, что постановлением мэра Ольхонского района от 15.12.2010 N 1775 Иванову С.А. предоставлен в собственность земельный участок площадью 51 549 кв. м с кадастровым номером 38:13:000014:941 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Широкая Падь, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Между тем на основании сведений государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства, управлением Росреестра сделан вывод о нахождении данного земельного участка в границах национального парка.
Сторонами не оспаривается нахождение спорного земельного участка в границах переданных национальному парку не изъятых из хозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, одной из категорий которых являются национальные парки, регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ).
Из содержания пункта 2 статьи 12 указанного Закона, пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности.
Законодательство, действующее на момент принятия постановления Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 N 71, также устанавливало федеральный уровень правового статуса национальных природных парков.
В силу пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", принятого во исполнение требований Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" и Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" с целью ускорения процессов приватизации, а также пункта 2 приложения N 1 к названному Постановлению, национальные природные парки независимо от того, на чьем балансе они находятся, являются исключительно федеральной собственностью.
В соответствии с Законом N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, и которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Следовательно, территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки иных пользователей, а также собственников. При этом режим особой охраны распространяется на всю совокупность земельных участков, входящих в его состав.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок расположен в границах национального парка, суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, пришел к выводу об отсутствии у администрации полномочий по распоряжению участком с кадастровым номером 38:13:000014:941 и исходя из положений абзацев 6, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признал обоснованными основания к отказу.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают мотивированные выводы суда, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права и основаны на ином их толковании.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2015 года по делу N А19-17749/2014 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.