город Иркутск |
|
09 сентября 2015 г. |
Дело N А58-8109/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Васильевой А.Б., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Писаревой Н.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" - Поляничко Виктора Викторовича (доверенность от 15.07.2015); Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) - Ренчиновой Арюны Баировны (доверенность от 26.01.2015 N 02/271); открытого акционерного общества "Ленское объединённое речное пароходство" - Гриценко Владимира Ивановича (доверенность от 01.12.2014 N 160),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2015 года по делу N А58-8109/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Устинова А.Н.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Саханефтегазсбыт" (г. Якутск, ОГРН: 1021401050857, далее - ОАО "Саханефтегазсбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (г. Якутск, ОГРН: 1031402052153, далее - Якутское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения по делу от 07.11.2014 N 02-63/14А о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Ленское объединенное речное пароходство" (далее - ОАО "ЛОРП").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2015 года решение суда от 10 апреля 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Саханефтегазсбыт" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения судами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, Прейскуранта N 14-01 "Тарифы на перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом" (далее - Прейскурант N 14-01).
Как указывает заявитель кассационной жалобы, приказ Службы по тарифам Иркутской области от 20.03.2014 N 75-спр не содержит условий для регулирования тарифов ОАО "ЛОРП", а направлен исключительно на установление предельных максимальных повышающих коэффициентов к тарифам Прейскуранта N 14-01 для ООО "Верхнеленское речное пароходство", осуществляющего перевозки грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях; просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В отзывах на кассационную жалобу Якутское УФАС России и ОАО "ЛОРП" считают её доводы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Саханефтегазсбыт" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Якутского УФАС России и ОАО "ЛОРП" просили оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 27 августа 2015 года до 3 сентября 2015 года до 10 часов 45 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа. После перерыва в судебном заседании присутствует представитель ОАО "ЛОРП".
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 08.05.2014 ОАО "ЛОРП" утвержден приказ N 661 "Об утверждении повышающих коэффициентов к тарифу Прейскуранта N 14-01 по перевозке нефтегрузов наливом", в соответствии с которым на перевозку нефтегрузов наливом, осуществляемую из пунктов отправления (назначения) Иркутской области в пункты р. Лена и ее притоках, морских участков и арктических рек, утвержден повышающий коэффициент 138,1 к тарифам прейскуранта N 14-01, приказано обеспечить применение вышеуказанных тарифов при заключении договора оказания услуг по перевозке грузов с даты их утверждения.
05.06.2014 ОАО "ЛОРП" утвержден приказ N 845 "О внесении изменений в приказ N 661 от 08.05.2014 "Об утверждении повышающих коэффициентов к тарифу Прейскуранта N 14-01 по перевозке нефтегрузов наливом", в соответствии с которым пункт 1 приказа N 661 от 08.05.2014 изложен в следующей редакции: "Утвердить на перевозку нефтегрузов наливом, осуществляемую из пунктов отправления (назначения) Иркутской области в пункты р. Лена и ее притоках, повышающий коэффициент в размере 138,1 к тарифам Прейскуранта N 14-01".
16.05.2014, 19.05.2014, 30.05.2014, 05.06.2014, 09.06.2014, 23.06.2014 в адрес общества от ОАО "ЛОРП" поступили письма о необходимости оплаты за перевозку нефтепродуктов по дорожным ведомостям с приложением счетов на оплату, реестров накладных.
В связи с тем, что в счетах на оплату перевозок нефтеналивных грузов при расчетах провозной платы применен повышающий коэффициент 138,1 вместо утвержденного приказом Госкомцен - РЭК Республики Саха (Якутия) от 13.01.2014 N 1 коэффициента - 106,52, общество не приняло к оплате счета и возвратило третьему лицу - ОАО "ЛОРП" счета для перерасчета.
10.07.2014 общество обратилось в антимонопольный орган с заявлением N 07-04/869, указав в нём, что перевозчик (ОАО "ЛОРП") применяет для общества повышающий коэффициент 138,1 к тарифам Прейскуранта 14-01, в связи с чем ОАО "Саханефтегазсбыт" не принимает к оплате выставленные счета.
Общество просило признать в действиях ОАО "ЛОРП" нарушение положений пунктов 6, 8, 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выраженные: в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар путем завышения размера повышающего коэффициента в размере 138,1 к тарифам Прейскуранта 14-01; в создании дискриминационных условий путём установления различных размеров повышающего коэффициента для потребителей услуг; в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Якутское УФАС России приказом от 09.09.2014 N 95 возбудило дело N 02-63/14А по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ОАО "ЛОРП" и создало комиссию.
По результатам рассмотрения жалобы ОАО "Саханефтегазсбыт" Якутское УФАС России вынесло решение от 07.11.2014 (резолютивная часть оглашена 06.11.2014) по делу N 03-63/14А, в соответствии с которым в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства производство по данному делу прекращено.
По заявлению ОАО "Саханефтегазсбыт" суды проверили законность решения антимонопольного органа и пришли к выводу о том, что в действиях ОАО "ЛОРП" отсутствовали признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также и нарушений пунктов 6, 8 части 1 названной статьи.
В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Как усматривается из материалов дела, антимонопольный орган и суды посчитали, что ОАО "ЛОРП" при установлении повышающего коэффициента 138,1 к тарифам Прейскуранта N 14-01 на перевозки нефтепродуктов наливом, осуществляемые из пунктов отправления (назначения) Иркутской области в пункты р. Лены и ее притоков, не нарушило порядок ценообразования, так как в соответствии со статьей 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации перевозчик имеет право самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку и более того, установленный ОАО "ЛОРП" повышающий коэффициент не превышает установленный предельный уровень, действующий на территории Иркутской области.
Согласно пункту 2 статьи 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации провозная плата (плата за перевозку грузов, пассажиров и их багажа) устанавливается перевозчиками.
ОАО "ЛОРП" вменялись признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В силу названной нормы запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Из материалов дела видно, что перевозчику вменялось не нарушение порядка определения размера провозной платы, а самостоятельное установление повышающего коэффициента к тарифам Прейскуранта N 14-01 на перевозку грузов наливом.
Данные повышающие коэффициенты подлежат государственному регулированию, что усматривается из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пересматривать указанные перечни по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен (тарифов).
Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы) закреплено также в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Так, согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В перечень могут быть включены топливно-энергетические ресурсы, продовольственные товары и продукция производственно-технического назначения, а также услуги, связанные с их поставками (части 1 и 2 статьи 82.1).
Следовательно, установленное абзацем седьмым Перечня право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответствует действующему законодательству.
Названное следует также из Решения Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2014 N АКПИ14-1241.
Таким образом, государственное регулирование повышающих коэффициентов к тарифам Прейскуранта N 14-01 может вводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, эти коэффициенты не могут самостоятельно утверждаться перевозчиком его собственными приказами. Между тем это было сделано ОАО "ЛОРП", что видно из приказов от 08.05.2014 и от 05.06.2014.
Суды неправильно применили статью 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и не применили к возникшим правоотношениям Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
При таких условиях выводы судов о правомерности прекращения антимонопольным органом производства по делу о нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не основаны на обстоятельствах, подлежащих установлению по делу. А именно, суды не проверили, был ли нарушен ОАО "ЛОРП" установленный порядок ценообразования применительно не к провозной плате (которую он вправе устанавливать сам), а к повышающему коэффициенту к провозной плате, государственное регулирование которого осуществляется как на территории Республики Саха (Якутия), так и Иркутской области.
Судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении судам необходимо проверить, вправе ли было ОАО "ЛОРП" утверждать своими приказами повышающий коэффициент в размере 138,95 (138,1) применительно к размеру, установленному приказом Службы по тарифам Иркутской области от 20.03.2014 N 75 для иного перевозчика - ООО "Верхнеленское речное пароходство", и принять законное и обоснованное решение.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2015 года по делу N А58-8109/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2015 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.