город Иркутск |
|
08 августа 2018 г. |
Дело N А19-25221/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей: Министерства имущественных отношений Иркутской области - Перерешко М. Н. (доверенность от 14.02.2018); открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" - Ткач Н. Б. (доверенность N юр-80 от 06.03.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2018 года по делу N А19-25221/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Дмитриенко Е.В., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е. В., Сидоренко В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762; ИНН 3812122706; г. Иркутск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с изменённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) о признании недействительным пункта 1 распоряжения N 1562/з от 31.08.2017 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" в части предоставления земельного участка из земель запаса; обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем изменения категории земельного участка с "земель запаса" на "земли населенных пунктов".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами неверно применены нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ); министерством не представлено надлежащих доказательств отнесения земель, из которых предстоит сформировать испрашиваемый земельный участок, к землям запаса; судами не дана оценка доводу общества о расположении испрашиваемого земельного участка в границах населенного пункта Оёкское сельское поселение Иркутского района Иркутской области; в Едином государственном реестре недвижимости информация о категории земель, из которых подлежит предоставлению земельный участок, отсутствует, в связи с чем спорный земельный участок в силу частей 11, 12 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ подлежит отнесению к землям населенных пунктов; установление министерством принадлежности к категории земель запаса повлечет невозможность перевода испрашиваемого земельного участка в иную категорию в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) и части 12 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель общества подержала доводы кассационной жалобы, представитель министерства - выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Управление Росреестра о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права N 38 АД 070731 от 05.11.2009 обществу принадлежит на праве собственности сооружение ВЛ-10кВ Оёк-Мишонково цепь Б от ПС 35/10 кВ Оёк до опоры 153 с. Мишонково", протяженностью 9 727 м, сооружение, инв. N 25:212:001:010005470, литер I, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район (далее - объект).
24.07.2017 общество обратилось в министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 45 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, без проведения торгов, для эксплуатации объекта (вх. N 01-51-7439/17).
Распоряжением N 1562/з от 31.08.2017 министерство предварительно согласовало обществу предоставление земельного участка из земель запаса 45 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, Иркутский район, вид разрешенного использования: "Размещение сооруженияВЛ-10кВ Оёк-Мишонково цепь Б от ПС 35/10 кВ 4 Оёк до опоры 153 с. Мишонково".
Полагая, что указанное распоряжение в части предварительного согласования предоставления земельного участка из земель запаса нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения в части предварительного согласования предоставления обществу земельного участка из земель запаса.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании распоряжения министерства может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьёй 39.14 ЗК РФ и включает в себя, в том числе принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (подпункт 3 пункта 1).
В дальнейшем решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием, в том числе для обращения заявителя с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую (подпункт 4 пункта 10.1 статьи 39.15 ЗК РФ).
Из статьи 103 ЗК РФ следует, что к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Согласно положениям Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" государственный фонд данных формируется на основе землеустроительной документации, материалов и данных (в письменной, графической, электронной, фотографической и иной форме), полученных в результате проведения землеустройства.
По информации Управления Росреестра (письмо N 08-27944 от 28.08.2017), представленной по запросу министерства N 02-51-15791/17 от 15.08.2017, в соответствии с материалами "Установления границ сельских населенных пунктов и передачи земель в ведение Оёкского сельского Совета народных депутатов Иркутского района Иркутской области (1991 г. инв. N 66)", постановлением Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 29.10.1991 N 14п-134 "О передаче земель в ведение сельских, поселковых Советов народных депутатов", постановлением главы Иркутского района Иркутской области от 28.05.2003 N 1425 "О землях, переданных в ведение Оёкского сельского округа", контуры ЗУ (1) - ЗУ 1 (26) многоконтурного земельного участка с местоположением: Иркутская область, Иркутский район, Оёкское муниципальное образование (согласно приложенным к обращению схеме расположения земельного участка, а также координатам поворотных точек границ земельного участка), расположены на землях запаса.
При таких обстоятельствах суды правильно указали, что при вынесении распоряжения N 1562/з от 31.08.2017 в оспариваемой части министерство обоснованно руководствовалось информацией, предоставленной уполномоченным органом в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, относительно категории земель, из которых предоставляется земельный участок для эксплуатации расположенного на нем объекта. Вопреки доводам общества у министерства отсутствовали основания для установления категории земель из иных источников.
Кроме того, в соответствии со статьёй 13 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
По смыслу положений ЗК РФ, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Суды обоснованно установили, что пунктом 1 распоряжения министерства N 1562/з от 31.08.2017 фактически принято решение о предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка, а не о предоставлении данного земельного участка в аренду; испрашиваемый обществом земельный участок не сформирован, в отношении него не осуществлен государственный кадастровый учет.
С учетом изложенного, поскольку перевод земельного участка из категории земель запаса производится после формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет, и только после соответствующего перевода в иную категорию земель предоставляется землепользователю, доводы заявителя кассационной жалобы, которому всего лишь было предварительно согласовано предоставление земельного участка, о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым распоряжением подлежат отклонению.
По изложенным основаниям ссылка общества в кассационной жалобе на положения частей 11, 12 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ отклоняется кассационным судом, как не свидетельствующая о неправомерности изложенных выводов судебных инстанций о законности оспариваемого распоряжения.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2018 года по делу N А19-25221/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.