город Иркутск |
|
8 октября 2015 г. |
Дело N А33-15358/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 октября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Клепиковой М.А., Платова Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,
с участием в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Российские железные дороги"Семенова Александра Андреевича (доверенность от 05.03.2015, паспорт) и общества с ограниченной ответственностью "Боготольский вагоноремонтный завод" Верещак Светланы Викторовны (доверенность от 25.03.2015, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2015 года по делу N А33-15358/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Трубачев И.Г., суд апелляционной инстанции: Магда О.В., Радзиховская В.В., Споткай Л.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Боготольский вагоноремонтный завод" (ОГРН 1022401223899, г. Боготол; далее - ООО "БВРЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (ОГРН 1037739877295, г. Красноярск; далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 200 116 рублей 13 копеек пени за просрочку доставки порожних вагонов, 33 500 рублей расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2015 года, иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 187 802 рубля 78 копеек пени, 31 626 рублей 40 копеек судебных издержек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Из кассационной жалобы и дополнения к ней следует, что просрочка доставки вагонов рассчитана истцом на сутки больше от действительного периода просрочки, поскольку расчет доставки груза следует исчислять по московскому времени.
В отзыве на кассационную жалобу с учетом дополнения к нему ООО "БВРЗ" с изложенными в ней доводами не согласилось, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем просило в удовлетворении жалобы отказать.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 октября 2015 года в связи с длительным отсутствием по причине нахождения в очередном отпуске судья Качуков С.Б., с участием которого было начато рассмотрение настоящего дела, заменен на судью Платова Н.В. После замены судьи рассмотрение дела в связи с подачей кассационной жалобы ОАО "РЖД" начато с начала.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители сторон подтвердили доводы кассационной жалобы и отзыва на неё.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, в сентябре-ноябре 2013 года при перевозке не принадлежащих перевозчику порожних вагонов-цистерн ОАО "РЖД" допущено нарушение сроков их доставки.
В связи с допущенной просрочкой доставки вагонов истец направил ответчику претензии о взыскании пени на основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта).
Ссылаясь на отказ ОАО "РЖД" в добровольном порядке возместить пени в сумме 200 116 рублей 13 копеек, ООО "БВРЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части, арбитражные суды исходили из того, что требования истца подтверждены железнодорожными накладными и являются обоснованными на сумму 187 802 рубля 78 копеек.
Суд округа считает, что выводы судов в обжалуемой ответчиком части подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 792 названного Кодекса перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов или не принадлежащих ему порожних вагонов (и/или контейнеров) предусмотрена статьей 97 Устава железнодорожного транспорта и определена в виде уплаты пени в размере 9% платы за доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки просрочки.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила от 18.06.2003 N 27).
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
На основании пункта 2 Правил от 18.06.2003 N 27 и в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.
Таким образом, в силу прямого указания закона в транспортной железнодорожной накладной указывается московское время. Время доставки определяется с учетом железнодорожных направлений, то есть с учетом временных поясов.
Вместе с тем, рассмотрев доводы ответчика о необходимости уменьшения периода просрочки доставки вагонов на 1 сутки в связи с тем, что при определении сроков доставки сторонам необходимо ориентироваться на московское, а не на местное время, суды пришли к выводу о правильности определения истцом периода просрочки, сославшись при этом на тот факт, что в памятках приемосдатчика, уведомлениях о завершении грузовых операций и других учетных формах (?) начало и окончание грузовых операций указывается по московскому времени, однако, поскольку товарные конторы, грузовые дворы, склады, площадки работают по местному времени, в календарном штемпеле, проставляемом в перевозочных документах, дата указывается в соответствии с местным временем, не указав при этом подлежащую применению в данном случае норму права, устанавливающую возможность такого указания.
При таких обстоятельствах суд округа считает, что постановление апелляционного суда в полном объеме, а решение суда первой инстанции в обжалуемой части на основании части 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не нарушены и поскольку в остальной части решение не обжаловалось в кассационном порядке, оно подлежит оставлению без изменения.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, установить все имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела в отмененной части обстоятельства, проверить расчеты истца и ответчика, правильно применив нормы материального права, регламентирующие порядок исчисления периода просрочки доставки вагонов, и принять законное и обоснованное решение, распределив расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2015 года по делу N А33-15358/2014 Арбитражного суда Красноярского края отменить полностью.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2015 года по делу N А33-15358/2014 в части взыскания с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" лице филиала - Красноярская железная дорога пени в сумме 4 640 рублей 40 копеек отменить, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края. В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.