город Иркутск |
|
19 октября 2015 г. |
Дело N А78-70/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Забайкальского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Артемьевой А.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Кузнецовой В.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Забайкальского края представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю - Лузяниной Елены Юрьевны (доверенность от 12.01.2015 N 16); Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае - Епифанцевой Светланы Юрьевны (доверенность от 26.11.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июня 2015 года по делу N А78-70/2015, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Клишина Ю.Ю.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Ячменёв Г.Г.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (г. Чита, ОГРН: 1097536005775, далее - ТУ Росимущества в Забайкальском крае) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю (г. Чита, ОГРН: 1047550034509, далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая палата в лице филиала по Забайкальскому краю) о признании незаконными:
- решения от 20.11.2014 N 75Р/14-64468 о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 75:22:170103:65, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. Земляничная, 32;
- решения от 20.02.2015 N 75Р/15-4473 об отказе в осуществлении кадастрового учета данного земельного участка,
-а также об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка, изменив категорию земель с "земель населенного пункта" на "земли лесного фонда".
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной лесной службы Забайкальского края, администрации муниципального района "Читинский район".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июня 2015 года требования ТУ Росимущества в Забайкальском крае удовлетворены. Суд признал недействительными решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю от 20.11.2014 N 75Р/14-64468 о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 75:22:170103:65, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. Земляничная, 32, а также решения от 20.02.2015 N 75Р/15-4473 об отказе в осуществлении кадастрового учета этого земельного участка.
Суд обязал кадастровую палату принять в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу решение о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 75:22:170103:65 в части изменения категории земли с категории "земель населенного пункта" на категорию "земли лесного фонда" на основании заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае от 17.11.2014 года.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2015 года решение суда от 11 июня 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям нарушения судами норм материального и процессуального права - Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), Земельного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; считает неисполнимой резолютивную часть решения суда первой инстанции; не усматривает в судебных актах выводов о том, чем нарушены права заявителя по делу; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель кадастровой палаты поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель ТУ Росимущества в Забайкальском крае считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, представлен отзыв.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 01.09.2015), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 6 октября 2015 года до 13 октября 2015 года до 10 часов 20 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа. После перерыва в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, не присутствуют.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 17.11.2014 ТУ Росимущества в Забайкальском крае обратилось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю с заявлением об изменении категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 75:22:170103:65, об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании имеющихся судебных решений: решения Читинского районного суда от 13.12.2013 по делу N 2-940/2013 и апелляционного определения Забайкальского краевого суда от 23.04.2014 по тому же делу.
В целях осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества органом кадастрового учета сформирован межведомственный запрос в администрацию муниципального района "Читинский район", на который ответ не получен.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю 20.11.2014 приняло решение N 75Р/14-64468 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ в связи с тем, что заявителем не представлены необходимые для кадастрового учета документы, а именно - копия документа органа местного самоуправления, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Решением от 20.02.2015 N 75Р/15-4473 Территориальному управлению Росимущества в Забайкальском крае было отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 75:22:170103:65 на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ - в связи с неустранением вышеназванных причин, повлекших принятие решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
ТУ Росимущества в Забайкальском крае обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представления документов, не установленных настоящим Федеральным законом, а также документов, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 4 статьи 21 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
По истечении срока приостановления осуществления кадастрового учета, в случае, если не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении орган кадастрового учета, принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (статья 27 Федерального закона N 221-ФЗ).
Оспариваемое решение кадастровой палаты о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка обосновано, как установили суды, тем, что заявителем не представлены необходимые для кадастрового учета документы, а именно - копия документа органа местного самоуправления, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
В силу пункта 8 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в частности копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Как следует из части 5 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ, в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Следовательно, не получив ответ от органа местного самоуправления на мотивированный запрос, кадастровая палата вправе была запросить документы у ТУ Росимущества в Забайкальском крае.
В данном случае ТУ Росимущества в Забайкальском крае, обращаясь в кадастровую палату с заявлением об изменении категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 75:22:170103:65, представило имеющиеся у него документы - решение Читинского районного суда от 13.12.2013 по делу N 2-940/2013, которым установлено, что спорный земельный участок, предоставленный в собственность за плату Назарову П.А. на основании постановления Главы администрации муниципального района "Читинский район" от 13.07.2010 N 1005, входит в границы лесного фонда. Решением суда установлен факт наложения границ земельного участка, переданного в собственность Назарову П.А., на земельный участок лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации. Решением Читинского районного суда от 13.12.2013 по делу N2-940/2013 постановление Главы администрации муниципального района "Читинский район" от 13.07.2010 N 1005 "О предоставлении земельного участка в собственность Назарову П.А." признано недействительным, земельный участок с кадастровым номером 75:22:170103:65 истребован из незаконного владения покупателя Иванова А.П. в пользу Российской Федерации.
Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 23.04.2014 подтверждена законность решения от 13.12.2013 по делу N 2-940/2013.
При этом суды по настоящему делу, считая установленным отнесение земельного участка к земельным участкам лесного фонда, исходили из положений части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Следовательно, обстоятельство отнесения земельного участка с кадастровым номером 75:22:170103:65 к землям лесного фонда имеет отношение к ТУ Росимущества в Забайкальском крае и администрации муниципального района "Читинский район" и обязательно для арбитражного суда. Поскольку администрация на мотивированный запрос документов не представила, кадастровая палата должна была исходить из представленных ТУ Росимущества в Забайкальском крае судебных актов судов общей юрисдикции.
Право Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу закона - статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
В деле также имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права серии 75АА N 489643 л.д. 41, том 1)
Обращение ТУ Росимущества в Забайкальском крае с заявлением об изменении категории земельного участка лесного фонда не противоречит действующему законодательству и согласуется с правовой позицией, изложенной в сохраняющем силу постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14.
Суды двух инстанций, основываясь на требованиях части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходили из недоказанности кадастровой палатой правомерности отказа в осуществлении кадастрового учёта изменений спорного земельного участка, так как требуемую кадастровой палатой копию документа органа местного самоуправления, подтверждающего принадлежность земельного участка к определённой категории земель, заменило вступившее в законную силу решение Читинского районного суда Забайкальского края от 13.12.2013. Каких-либо иных оснований к приостановлению осуществления государственного кадастрового учёта и отказу в его осуществлении кадастровая палата не приводила.
Из пункта 8 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что необходимыми для кадастрового учета документами являются копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Следовательно, кадастровая палата обязана была осуществить кадастровый учёт изменений земельного участка в части изменения категории земельного участка на "земли лесного фонда" на основании вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего принадлежность земельного участка к землям лесного фонда.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что не может исполнить резолютивную часть решения суда первой инстанции на основании заявления ТУ Росимущества в Забайкальском крае от 17.11.2014, так как Федеральный закон N 221-ФЗ предусматривает порядок предоставления документов, а кроме того, программа АИС ГКН без вновь поданного заявления не позволит внести сведения в ГКН.
Названные доводы проверены, однако учтены быть не могут, поскольку суд вправе был указать восстановительную меру, адекватную допущенному нарушению прав ТУ Росимущества в Забайкальском крае, что следует из статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решение Читинского районного суда от 13.12.2013 по делу N 2-940-2013, а также обжалуемые по настоящему делу судебные акты являются обязательными, в том числе и для кадастровой палаты.
Кроме того, в силу части 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Учитывая, что заявление ТУ Росимущества в Забайкальском крае от 17.11.2014 соответствовало приведённому закону, кадастровая палата обязана исполнить судебный акт в части оспариваемой ею восстановительной меры.
Являются необоснованными доводы заявителя кассационной жалобы о том, что у ТУ Росимущества в Забайкальском крае отсутствовал документ, подтверждающий категорию земельного участка, а в ГКН категория указана как земли населённых пунктов.
Как следует из пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Решением Читинского районного суда от 13.12.2013 по делу N 2-940/2013 установлена принадлежность земельного участка с кадастровым номером 75:22:170103:65 к землям лесного фонда.
Таким образом, у кадастровой палаты имелись все необходимые документы о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда (решение суда) для принятия соответствующего решения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправильно применили к возникшим правоотношениям положения части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; считает, что указанным выше решением Читинского районного суда Забайкальского края восстановлено ранее возникшее право на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170103:65, однако Управление Росимущества просит изменить категорию на отдельно образованный земельный участок, на который права зарегистрированы вновь в 2015 году. Заявитель считает, что суды не учли невозможность в этом случае определить вхождение земельного участка с кадастровым номером 75:22:170103:65 в состав земельного участка с единым лесным землепользованием 75:22:000000:251.
Названные доводы проверены и признаны направленными, по существу, на пересмотр выводов Читинского районного суда Забайкальского края.
Поскольку границы спорного земельного участка с координатами внесены в ГКН, препятствий к определению вхождения земельного участка в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 75:22:000000:251 не имеется, кадастровая палата обязана восстановить права Российской Федерации путём внесения в ГКН сведений о категории земельного участка - земли лесного фонда.
Заявитель кассационной жалобы считает, что кадастровая палата, исполнив обжалуемые решение и постановление, нарушит пункты 69, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, поскольку сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка; сведения о категории спорного земельного участка вносились в ГКН на основании постановления главы администрации сельского поселения "Смоленское" от 27.10.2009 N 463, в котором категория земель указана - земли населённых пунктов. Поскольку постановление от 27.10.2009 N 463 не оспорено, то, по мнению заявителя кассационной жалобы, правомерно истребовался документ органа местного самоуправления, подтверждающий изменение категории земельного участка.
Между тем требование к ТУ Росимущества в Забайкальском крае представить вышеназванный документ органа местного самоуправления об изменении категории земельного участка не основано, в данном случае, на пункте 8 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ, поскольку был представлен документ (решение суда), подтверждающий принадлежность земельного участка к землям лесного фонда.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что судами не был рассмотрен вопрос о привлечении к участию в деле КГУ "Беклемишевский лес", которому земельный участок предоставлен в пользование, проверена, однако не подтверждает наличие безусловного основания к отмене, содержащегося в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебные акты по настоящему делу приняты о правах собственника земельного участка лесного фонда - Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июня 2015 года по делу N А78-70/2015, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.