город Иркутск |
|
19 октября 2015 г. |
Дело N А74-186/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Отдела по управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Абаза на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 марта 2015 года по делу N А74-186/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2015 года по делу N А74-186/2015 (суд первой инстанции - Каспирович Е.В., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Морозова Н.А., Юдин Д.В.),
установил:
отдел по управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Абаза (г. Абаза Республики Хакасия; ОГРН 1041904001347; далее - отдел) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Контрольно-счетному органу муниципального образования - Ревизионной комиссии города Абазы (г. Абаза Республики Хакасия; ОГРН 1061902010048; далее - ревизионная комиссия) о признании незаконными действий по проведению контрольных мероприятий с 04.12.2014, по включению результатов указанных контрольных действий в акт проверки от 10.12.2014 N 06-14, по отказу во включении в акт проверки от 10.12.2014 N 06-14 замечаний в части принятия мер по взысканию задолженности по арендной плате и о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4 представления от 25.12.2014 N 115.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 марта 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и заявляя об их отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, отдел в кассационной жалобе оспаривает выводы судов о законности оспариваемых пунктов 1-4 представления от 25.12.2014 N 115, которыми на отдел возложена обязанность по подготовке соответствующих нормативных правовых актов, не отнесенных к компетенции отдела.
По мнению отдела, суды не дали надлежащую оценку его доводам о нарушении процедуры уведомления о продлении проверочных мероприятий и невключении замечаний отдела в акт проверки, а также не приняли во внимание, что в соответствии с правовым актом главы муниципального образования г. Абазы от 19.12.2006 N 916 у отдела отсутствовала обязанность взимать плату за наем муниципального жилищного фонда г. Абазы.
В отзыве на кассационную жалобу ревизионная комиссия просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что ревизионной комиссией в отношении отдела в период с 01.10.2014 по 03.12.2014 назначены контрольные мероприятия - проверка целевого и эффективного использования муниципального имущества муниципального образования г. Абаза за 2013 год. Соответствующие документы о проверке отделом получены заблаговременно.
Распоряжением председателя ревизионной комиссии от 28.11.2014 N 39 срок окончания контрольных мероприятий по указанной проверке продлен до 12.12.2014 по причине болезни председателя ревизионной комиссии.
По результатам контрольных мероприятий 10.12.2014 ревизионной комиссией составлен акт проверки N 06-14, в котором содержатся сведения о выявленных нарушениях целевого и эффективного использования муниципального имущества муниципального образования г. Абаза за 2013 год.
Ревизионной комиссией 25.12.2014 вынесено представление N 115 об устранении отделом выявленных нарушений и, в том числе, предложено:
- в Положение о муниципальной собственности муниципального образования г. Абаза внести разграничения полномочий органов местного самоуправления г. Абазы по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом;
- форму Реестра муниципальной собственности утвердить решением Совета депутатов г. Абазы;
- разработать и утвердить решением Совета депутатов г. Абазы правовой акт о сдаче в аренду жилищного фонда (за исключением нежилых помещений);
- предусмотреть порядок передачи муниципального имущества в оперативное управление;
- отражать имущество, переданное в безвозмездное пользование и аренду, на забалансовых счетах в соответствии с нормативными актами Минфина России;
- взимать плату за сдачу в коммерческий наем муниципального жилого фонда с учетом статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- в бухгалтерском учете отражать имеющуюся дебиторскую задолженность (в том числе просроченную).
Не согласившись с действиями ревизионной комиссии по проведению контрольных мероприятий с 04.12.2014, по включению результатов указанных контрольных мероприятий в акт проверки от 10.12.2014 N 06-14, с отказом ревизионной комиссии по включению в названный акт проверки замечаний в части принятия мер по взысканию задолженности по арендной плате и с представлением N 115 в указанной части, отдел оспорил их в арбитражном суде.
Арбитражные суды отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку не усмотрели нарушений ревизионной комиссией процедуры проведения проверки и продления срока ее проведения с 04.12.2014 до 12.12.2014 и рассмотрения представленных отделом замечаний (поступивших после составления акта), установили наличие у отдела соответствующей компетенции по исполнению мер, указанных в представлении.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает правильными выводы арбитражных судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований отдела.
Суды при рассмотрении дела обоснованно руководствовались положениями Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Арбитражными судами установлено, что оспариваемые действия по осуществлению внешнего муниципального контроля (в том числе продление срока окончания контрольных мероприятий), составлению акта проверки и внесения представления соответствуют части 2 статьи 9, статье 10, статье 16 Закона N 6-ФЗ, Положению о контрольно-счетном органе муниципального образования - Ревизионной комиссии города Абазы (утверждено решением Совета депутатов города Абазы от 11.04.2013 N 115), Административному регламенту исполнения контрольно-счетным органом муниципального образования - Ревизионной комиссией города Абазы функций по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств муниципального бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности (опубликован на официальном интернет-сайте администрации г. Абазы).
На основании указанных норм права и установленных по делу обстоятельств арбитражные суды правомерно признали, что ревизионной комиссией соблюдена установленная процедура проведения контрольного мероприятия (проверки), оформления её результатов, в связи с чем обоснованно отклонили доводы отдела (вновь заявленные в кассационной жалобе) о нарушении такой процедуры в связи с продлением срока окончания проверки и невключением в акт проверки замечаний отдела, поступивших после окончания проверки и составления соответствующего акта.
Суды двух инстанций учли положения части 1 статьи 17 Закона N 6-ФЗ, согласно которой пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью. Данное положение ревизионной комиссией исполнено и указанная норма права не содержит требования об обязательном включении замечаний проверяемого лица в текст акта проверки.
При проверке иных доводов кассационной жалобы (о незаконном возложении на отдел обязанности по подготовке соответствующих нормативных правовых актов, не отнесенных к его компетенции, об отсутствии у отдела обязанности взимать плату за наем муниципального жилищного фонда г. Абазы с отражением соответствующих сведений в документах бухгалтерского учета) суд кассационной инстанции принимает во внимание, что данные доводы также являлись предметом оценки судов обеих инстанций и обоснованно отклонены ими в связи со следующим.
В силу пункта 5 части 10 статьи Закона N 131-ФЗ во взаимосвязи с пунктами 2.2.1, 2.2.3, 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8, 2.2.9 Положения об отделе по управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Абаза (утверждено решением Абазинского городского Совета депутатов от 27.07.2011 N 13) отдел как орган, обладающий полномочиями относительно муниципального имущества, наделен соответствующей компетенцией по подготовке проектов правовых актов, указанных в оспариваемых пунктах представления.
При этом на основании части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 11.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, пункта 2.2.7 Положения об отделе отдел также полномочен взимать плату за сдачу в коммерческий наем муниципального имущества, которое подлежит отражению в бухгалтерской отчетности.
Следовательно, вывод судов о законности оспариваемых действий и представления ревизионной комиссии соответствует приведенным нормам материального права и установленным обстоятельствам дела.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 марта 2015 года по делу N А74-186/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2015 года по делу N А74-186/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.