город Иркутск |
|
10 ноября 2015 г. |
Дело N А58-1356/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Сонина А.А., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оргоевым П.Н.,
при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (судья Артамонова Л.И., секретарь судебного заседания Пименова В.С.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) - Иванова Станислава Спиридоновича (доверенность от 06.07.2015), открытого акционерного общества "Теплоэнергосервис" - Ковпак Евгении Вячеславовны (доверенность от 03.08.2015),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2015 года по делу N А58-1356/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Эверстова Р.И., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А., Ячменёв Г.Г.),
установил:
открытое акционерное общество "Теплоэнергосервис" (ОГРН 1071435012439, г. Якутск, далее - общество), уточняя и дополняя требования, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402057960, г. Якутск, далее - управление, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 13.03.2014 N N 03-032/2014, 03/043/2014, 03-029/2014, 03-041/2014, 03-036/2014,03-033/2014 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2015 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными и отменены в полном объеме постановления от 13.03.2014 N N 03-029/2014, 03-033/2014, 03-041/2014, 03-043/2014. Постановления от 13.03.2014 NN 03-32/2014, 03-36/2014 изменены в части назначения административного штрафа, размер которых по указанным постановлениям снижен до 150 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части признания незаконными и отмены постановлений от 13.03.2014 N N 03-029/2014, 03-033/2014, 03-041/2014, 03-043/2014, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению административного органа, вменяемое обществу правонарушение следует квалифицировать по части 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество является обладателем лицензий на пользование недрами, в том числе: ЯКУ 03183 ВП от 29.05.2012, ЯКУ 03187 ВП от 29.05.2012, ЯКУ 03199 ВП от 30.05.2012, ЯКУ 03223 ВП от 13.06.2012, выданных для геологического изучения участков скважин и шахтного колодца с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципальных образований Алданского района Республики Саха (Якутия).
На основании приказа от 15.01.2014 N 24 управлением проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам которой административным органом составлен акт проверки от 28.02.2014 N 03-ЗЮ и протоколы об административном правонарушении от 06.03.2014 NN 03-029/2014, 03-033/2014, 03-041/2014, 03-043/2014 по факту нарушения подпунктов "а", "б" пункта 3.2.1, пункта 4.2 условий лицензионных соглашений.
Постановлениями от 13.03.2014 N N 03-029/2014, 03-033/2014, 03-041/2014, 03/043/2014 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 300 000 рублей по каждому постановлению, что явилось основанием для обращения общества с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования в этой части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Исходя из буквального толкования приведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств, суды обоснованно указали, что привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации, возможно только при условии фактического пользования недрами.
Между тем исходя из оценки представленных в дело доказательств суды установили, что в отношении отдельных участков недр общество не приступило к работам по их геологическому изучению, а фактически осуществляло добычу воды. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что осуществление деятельности по добыче подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, без оформленной в установленном порядке лицензии на право добычи подземных вод образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии у управления правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и удовлетворения жалобы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают мотивированные выводы судов и направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств по делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2015 года по делу N А58-1356/2014 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.