город Иркутск |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А19-21932/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в открытом судебном заседании: представителей Иркутской таможни Жилкиной Тамары Сергеевны (доверенность от 26.12.2014 N 05-45/24708), Хамидулиной Веры Ивановны (доверенность от 16.01.2015 N 05-45/00513), общества с ограниченной ответственностью "Сокол" Черемных Елены Николаевны (доверенность от 05.03.2015),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сокол" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 марта 2015 года по делу N А19-21932/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Куклина Л.А.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сокол" (ОГРН 1023800984756, ИНН 3826003917, Иркутская обл., Зиминский р-н, д. Норы, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 28.11.2014 N 10607000/400/281114/Т0037.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 марта 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2015 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней заявитель ставит вопрос о проверке законности судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, наличие оснований для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% в отношении экспортируемого товара в соответствии с имеющимися у него разовыми лицензиями.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, во исполнение контракта от 18.01.2010 N MXW-CZ-01 общество осуществило таможенное декларирование по таможенной процедуре экспорта и в дальнейшем вывезло в Китай товар (лесоматериалы круглые хвойных пород (пиловочник) из сосны обыкновенной Pinus Sylvestris L, изготовитель - ОАО "Куйтун-Леспром", классификационный код 4403 20 310 1, 4403 20 310 2 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, далее - товар) с применением ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости на основании выданных обществу Минпромторгом России разовых экспортных лицензий от 28.01.2013 N 284RU13038000042, N 284RU13038000043.
Данные разовые экспортные лицензии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779) выданы обществу как лицу, купившему товар по договорам купли-продажи у арендатора лесных участков (ОАО "Куйтун-Леспром"), о чем указано в лицензиях, которые отражены в декларациях на товары (далее - ДТ) в качестве основания для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.
На основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) таможней проведена камеральная таможенная проверка соблюдения обществом запретов и ограничений по вышеуказанным товарам, по итогам которой установлено, что в поданных ДТ указаны недостоверные сведения об изготовителе направленных на экспорт лесоматериалов; декларантом представлены недействительные документы о приобретении товаров на внутреннем рынке; разовые экспортные лицензии получены обществом на основании договоров купли-продажи, факт заключения которых не подтвержден.
Результаты проверки отражены в акте камеральной таможенной проверки от 28.11.2014 N 10607000/400/281114/А0037.
В связи с несоблюдением декларантом запретов и ограничений при помещении под таможенную процедуру экспорта товаров, выразившемся в неправомерном применении вывозной таможенной пошлины в размере 15%, таможней принято решение от 28.11.2014 N 10607000/400/281114/Т0037 о применении ставки вывозной таможенной пошлины 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м в отношении вывезенного обществом товара.
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из соответствия оспариваемого решения требованиям таможенного законодательства и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для их отмены.
Из системного толкования положений Таможенного кодекса (пункта 3 статьи 3, пункта 1 статьи 64, пункта 1 статьи 152), Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" следует, что законодательными актами Российской Федерации как члена таможенного союза, которыми определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.
Закон о таможенном тарифе определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот (статья 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3); в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 36).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756, действовавшим на момент таможенного декларирования обществом товара, ставка вывозной таможенной пошлины товаров с кодом ТН ВЭД ТС 4403 20 310 1, 4403 20 310 2 составляет 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 утверждены тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ТС 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила).
Данными Правилами в редакции, действовавшей на момент декларирования товара, предусмотрено, что использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия) (пункт 8); лицензия выдается участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (далее - заявитель) (пункт 10); для оформления лицензии заявителем предоставляются, в том числе копия договора (договоров) купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка в объеме, не превышающем объем тарифной квоты, распределенной данному участнику внешнеэкономической деятельности, в случае если заявитель не является арендатором лесного участка (пункт 12).
Учитывая приведенные нормы в совокупности с обстоятельствами дела, суды исходили из несоблюдения обществом предусмотренных законом запретов и ограничений, неправомерного применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, поскольку по итогам камеральной таможенной проверки установлен факт представления декларантом недействительных документов о приобретении товара на внутреннем рынке, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о наличии у таможни оснований для принятия решения о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере в размере 80%.
С учетом изложенного ссылка заявителя кассационной жалобы на наличие у него разовых лицензий как достаточное условие для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% в отношении экспортируемого товара подлежит отклонению. Из материалов дела следует, что обществу оформлены и выданы разовые лицензии как лицу, купившему товар по договорам купли-продажи у арендатора лесных участков, обладающего правом на заготовку сосны обыкновенной. Однако в ходе таможенной проверки факт приобретения обществом товара на внутреннем рынке не подтвержден. В представленных обстоятельствах наличие у общества разовых экспортных лицензий само по себе не свидетельствует о возникновении у него права на применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.
Позиция общества о том, что судами необоснованно не были приняты во внимание внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2013 N 946 изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779, исключившие требования пунктов 4, 5, 10, 12, подлежат отклонению, поскольку судами обоснованно было учтено, что применительно к спорным правоотношениям подлежали применению положения Постановления от 30.07.2012 N 779, действовавшие на момент выдачи разовых экспортных лицензий (в редакции от 12.12.2012 N 3).
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и доказательств по делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 марта 2015 года по делу N А19-21932/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.