город Иркутск |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А78-3597/2015 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Первушиной М.А., Скубаева А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июня 2015А78-3597/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Шеретеко Н.Ю., суд апелляционной инстанции:
Никифорюк Е.О., Басаев Д.В., Ткаченко Э.В.),
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037550010519, далее - ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный (ОГРН: 1057524019365, далее - администрация ГО ЗАТО п. Горный, администрация, ответчик) с требованием об обязании ответчика освободить от торговых прилавков, образующих торговый ряд (рынок), земельный участок за жилым домом N 25 по ул. Молодежная, расположенный по адресу: Забайкальский край, Улетовский район, который входит в состав земельного участка с кадастровым номером 75:19:000000:48, общей площадью 565720452 кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июня 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2015 года, в иске отказано.
Не согласившись с судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы полагает незаконным строительство рынка администрацией за жилым домом N 25 по ул. Молодежная п. Горный на части земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации и в постоянном (бессрочном) пользовании истца. По мнению истца, спорный участок подлежит освобождению от возведенных на нем строений на основании статей 209, 222, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России также отмечает значительное превышение размера придомовой территории примерному нормативному размеру согласно пункту 3.4 Свода правил по проектировке и строительству N 30-101-98, разработанному на основе приказа Минземстроя от 29.08.1998 N 59.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, истец ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на земельный участок общей площадью 565720452 кв.м, с кадастровым номером 75:19:000000:48, расположенный по адресу: Забайкальский край, Улетовский район (свидетельства о государственной регистрации права от 13.09.2013 75 АА N 523274 и 75 АА N 523275).
Указанный земельный участок, как следует из кадастрового паспорта, относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального обеспечения, разрешенное использование - под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения.
В соответствии с распоряжением Территориального управления по Читинской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом N 1407 от 18.12.2006 в муниципальную собственность Городского округа ЗАТО п. Горный были переданы, в том числе, многоквартирные дома по акту приема-передачи, утвержденному распоряжением N 31 от 16.01.2007.
Передаваемое имущество было отнесено к федеральной собственности и закреплено на праве оперативного управления за 36 Квартирно-эксплуатационной частью Сибирского военного округа.
Для формирования земельных участков под многоквартирными домами и их государственного кадастрового учета администрацией ГО ЗАТО п. Горный проведены межевые работы по образованию 44 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 75:19:000000:48.
Под многоквартирным домом N 25 по ул. Молодежная п. Горный сформирован земельный участок площадью 8 267 кв.м с кадастровым номером 75:19:250115:86, который был поставлен на кадастровый учет 09.04.2014.
21.05.2014 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 25 по ул. Молодежная п. Горный принято решение установить на придомовой территории дома N 25 торговые прилавки для упорядочения розничной торговли, администрации ГО ЗАТО п. Горный поручено от имени собственников помещений многоквартирного дома N 25 определить место установки торговых прилавков, подготовить смету на выполнение работ.
10.06.2014 заключен муниципальный контракт N 18 на выполнение работ по изготовлению торгового прилавка и его установке в районе жилого дома N 25 по ул. Молодежная в п. Горный.
Полагая, что строительство торговых рядов осуществлено на части федерального земельного участка с кадастровым номером 75:19:000000:48 незаконно, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России предъявило в арбитражный суд настоящий иск со ссылкой на статьи 209, 222, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды приняли во внимание тот факт, что на момент рассмотрения настоящего спора земельный участок площадью 8 267 кв.м с кадастровым номером 75:19:250115:86, сформированный под многоквартирный жилой дом N 25 по ул. Молодежная п. Горный, снят с государственного кадастрового учета 02.06.2015, однако указали на наличие спора о праве, в частности о границах земельного участка между истцом и собственниками помещений в этом доме, являющимися законными владельцами участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации.
Согласно статье 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
По общему правилу, закрепленному в статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) и статье 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на оформление своего права на земельный участок, реализация которого не может быть ограничена в частности нахождением такого земельного участка на праве иного лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Данные положения представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Таким образом, на основании приведенных норм гражданского и земельного законодательства, уполномоченный орган по распоряжению федеральным имуществом передав объекты социального и жилищного назначения (детские сады и жилые дома), находящиеся на спорном земельном участке, в муниципальную собственность, фактически тем самым распорядился и земельным участком, на котором они расположены. Недвижимое имущество фактически выбыло из владения 36 КЭЧ СибВО и перешло в ведение муниципального образования Городской округ ЗАТО п. Горный, которое, в свою очередь, приобрело право на земельный участок, на котором это имущество расположено.
Особенности правового режима земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, регламентированы нормами жилищного законодательства (пункт 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-п законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Из положений частей 2-6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) с учетом разъяснений, данных в пункте 66 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 67 постановления N 10/22).
Особенности землепользования в закрытом административно-территориальном образовании определены в статье 6 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
То обстоятельство, что земельные участки под многоквартирными жилыми домами расположены на территории закрытого административно-территориального образования и в силу положений названного закона ограничены в обороте, не означает того, что вышеизложенные нормы жилищного и земельного законодательства к ним неприменимы.
Иного режима для таких земельных участков законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирного жилого дома N 25 по ул. Молодежная в п. Горный приняли решение об установке спорных строений в границах придомовой территории в период, когда участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Однако на основании заявления ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России от 27.05.2015 образованные земельные участки, в том числе земельный участок площадью 8267 кв.м с кадастровым номером 75:19:250115:86, сняты с государственного кадастрового учета 02.06.2015.
С учетом данного обстоятельства судами обоснованно отмечено, что между истцом и собственниками помещений многоквартирного жилого дома имеется спор о праве, в частности о границах земельного участка, выбывшего из федеральной собственности и подлежащего формированию как необходимый для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
В соответствии со статьями 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, отсутствия доказательств, бесспорно подтверждающих правомочия истца как собственника или иного законного владельца земельного участка, на котором размещен спорный торговый ряд, требовать устранения нарушения его прав в соответствии со статьями 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, как и доказательств нахождения спорного участка в незаконном владении собственников помещений в многоквартирном доме, который на этом участке расположен, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных негаторных требований.
Оснований для применения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации также не имеется, поскольку установленные прилавки не могут быть отнесены к объектам капитального строительства.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июня 2015 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2015 года по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июня 2015 года по делу N А78-3597/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
М.А. Первушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 45 постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, отсутствия доказательств, бесспорно подтверждающих правомочия истца как собственника или иного законного владельца земельного участка, на котором размещен спорный торговый ряд, требовать устранения нарушения его прав в соответствии со статьями 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, как и доказательств нахождения спорного участка в незаконном владении собственников помещений в многоквартирном доме, который на этом участке расположен, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных негаторных требований.
Оснований для применения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации также не имеется, поскольку установленные прилавки не могут быть отнесены к объектам капитального строительства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2015 г. N Ф02-6446/15 по делу N А78-3597/2015