город Иркутск |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А19-2341/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Качукова С.Б.,
судей Белоножко Т.В., Платова Н.В.
при участии в заседании представителя Министерства финансов Российской Федерации Григорчук Н.В. (доверенность от 27.02.2014 N 18-09/7), представителя администрации города Иркутска Меренковой Н.Ю. (доверенность от 06.10.2015) и представителей министерства финансов Иркутской области Клеофастова Б.П. и Кузаковой М.Ю. (доверенности от 29.12.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Иркутской области, на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2014 года по делу N А19-2341/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: судья Грибещенко Г.Н.; апелляционный суд: судьи Макарцев А.В., Капустина Л.В. и Скажутина Е.Н.),
установил:
Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, место нахождения:
г. Иркутск, далее также - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс), к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, место нахождения: г. Москва) и министерству финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, место нахождения: г. Иркутск) о взыскании 5 665 642 рублей убытков, возникших в связи с предоставлением жилых помещений инвалидам.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2015 года, иск удовлетворен: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взыскано 5 665 642 рублей.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в отношении Российской Федерации.
В обоснование доводов жалобы заявитель сослался на то, что взыскание соответствующих убытков с Российской Федерации является неправомерным, противоречащим положениям статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку согласно части 1 и подпункту 24 части 2 статьи 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Заявитель также указал на ошибочное применение судами к спорным правоотношениям положений Гражданского кодекса Российской Федерации, так как, по его мнению, порядок возмещения убытков, предусмотренный эти кодексом, не может быть применен к межбюджетным (публичным) отношениям. Помимо этого, заявитель указал, что судами не выяснен статус Лузгиной Н.Т. (одного из инвалидов, которым было предоставлено жилое помещение) как поставленной на учет до или после 01.01.2005. В частности, по утверждению заявителя, Лузгина Н.Т. приобрела статус инвалида с диагнозом, подпадающим под перечень заболеваний, дающих право на внеочередное получение жилья, в 2010 году.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05 августа 2015 года производство по кассационной жалобе приостановлено до принятия Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по результатам рассмотрения кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации по делу N А60-23078/2014.
После вынесения Верховным Судом Российской Федерации определения от 30 сентября 2015 года N 309-ЭС15-5872 определением от 19 октября 2015 года производство по кассационной жалобе возобновлено.
В настоящем судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель администрации (истца) в представленном отзыве и в устных пояснениях согласился с доводами жалобы, просил ее удовлетворить и, отменив решение и постановление, принять новый судебный акт о взыскании убытков с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области.
Представители министерства финансов Иркутской области в ранее представленном отзыве и в устных пояснениях указали на несостоятельность доводов заявителя жалобы, в связи с чем просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решений Кировского районного суда г. Иркутска от 09.07.2012 по делу N 2-2158/2012, о0т 07.11.2011 по делу N 2-4773/2011, от 22.09.2011 по делу N 2-3670/2011 и от 12.05.2011 по делу N 2-2057/2011 на администрацию города Иркутска была возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенные жилые помещения Богданову С.П., Ворошилову А.В., Лузгиной Н.Т. и Навроцкому В.А. (соответственно), являющимся инвалидами с диагнозами, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Во исполнение указанных решений на основании муниципальных контрактов от 22.12.2011 N 010-64-2102/1, от 22.06.2012 N 010-64-901/12, от 25.07.2012 N 010-64-1050/2 и от 14.09.2012 N 010-64-001322/2, заключенных по результатам проведения открытых аукционов, администрация приобрела за счет средств местного бюджета соответствующие жилые помещения и предоставила их по договорам социального найма названным выше лицам. Общая сумма расходов администрации на приобретение жилых помещений составила 5 664 642 рубля.
Ссылаясь на то, что указанные расходы, понесенные в связи с исполнением судебных актов, не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убытками, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 12, 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 49 и пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 17 и 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - Закон о социальной защите инвалидов) и пункта 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) и исходил из того, что, поскольку обязанность по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в том числе вставших на учет после 01.01.2005, установлена федеральным законодателем, при этом на реализацию Закона о социальной защите инвалидов из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, лицом, обязанным произвести компенсацию понесенных администрацией расходов, является Российская Федерация.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Между тем указанные выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и являются неверными.
Так, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из содержания указанных выше нормативных актов и разъяснений следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом, вопреки мнению министерства финансов Иркутской области и выводам судов, возможное выделение из федерального бюджета дополнительного финансирования (независимо от его размеров) на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, равно как и недостаточность этого финансирования для обеспечения жильем всех нуждающихся, не отменяет и не изменяет общего правила о том, что осуществление этого полномочия относится к расходным обязательствам именно субъектов Российской Федерации.
В этой связи выводы суда первой инстанции и апелляционного суда о том, что компенсация расходов администрации на приобретение и предоставление жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005, должна осуществляться из федерального бюджета, являются неправомерными и противоречат статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела из содержания решений Кировского районного суда г. Иркутска судом первой инстанции и апелляционным судом установлено, что Богданов С.П., Ворошилов А.В. и Навроцкий В.А. были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, в связи с чем, исходя из изложенного выше, взыскание с Российской Федерации расходов, понесенных администрацией на приобретение жилых помещений для этих лиц, необоснованно.
В отношении Лузгиной Н.Т. судами установлено, что она была поставлена на учет в качестве нуждающейся 17.12.1984 (на получение жилья в порядке очереди), при этом в настоящее время является инвалидом с диагнозом, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, дающих право на внеочередное получение жилья. Обстоятельство относительно того, когда именно для Лузгиной Н.Т. был изменен статус с нуждающейся в улучшении жилищных условий в порядке очереди на нуждающуюся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке в связи с имеющейся инвалидностью по соответствующему заболеванию (в связи с чем решением суда на администрацию и была возложена обязанность по обеспечению ее жильем), судами установлено не было. Вместе с тем от указанного обстоятельства зависит решение вопроса о том, за счет средств какого бюджета - федерального или областного - подлежат компенсации соответствующие расходы администрации.
Выводы относительно данного обстоятельства в обжалуемых судебных актах отсутствуют, при этом суд кассационной инстанции не вправе устанавливать его самостоятельно.
Таким образом, поскольку при принятии обжалуемых решения и постановления судами неправильно применены нормы материального права, что повлияло на исход дела, при этом для разрешения спора необходимо исследование доказательств и установление дополнительных обстоятельств, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частями 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, установить путем исследования имеющихся в материалах дела и при необходимости дополнительно представленных сторонами доказательств обстоятельство относительно того, к какой категории инвалидов относится Лузгина Н.Т. - поставленных на учет до или после 01.01.2005, правильно применить нормы материального права и с учетом этого разрешить настоящий спор.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2014 года по делу N А19-2341/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2015 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.