город Иркутск |
|
4 декабря 2015 г. |
N А58-7277/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Бронниковой И.А., Звечаровской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Лесное" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2015 года по делу N А58-7277/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Аринчехина А.Ю., апелляционный суд: Куклин О.А., Монакова О.В., Барковская О.В.),
установил:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (ОГРН 1021400691597, ИНН 1414006785, Республика Саха (Якутия), г. Ленск, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к товариществу собственников жилья "Лесное" (ОГРН 1091414000424, ИНН 1414014289, Республика Саха (Якутия), г. Ленск, далее - товарищество) о взыскании 501 019 рублей 79 копеек задолженности по оплате за теплоснабжение и водоснабжение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) и государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2015 года, иск удовлетворен.
Арбитражные суды исходили из обоснованности иска по праву и размеру.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права (статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации), несоответствием выводов судов установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Податель кассационной жалобы не согласен с расчетом задолженности: объемами потребленных ресурсов и примененными тарифами.
Истец отклонил доводы кассационной жалобы, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 13.11.2-15 N 15/ТО/392397).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является взыскание задолженности за оказанные проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам с января по июнь 2014 года услуги отопления, холодного и горячего водоснабжения.
Факт поставки коммунального ресурса (тепловая энергия, вода) в спорный период в многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением ответчика, подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Как установлено судами, истец для ответчика (исполнитель коммунальных услуг) является ресурсоснабжающей организацией. В многоквартирных жилых домах отсутствуют общедомовые приборы учета.
Как следует из содержания отзыва на иск, апелляционной и кассационных жалоб, разногласия между сторонами возникли в части определения объемов поставленных ресурсов и подлежащих применению тарифов.
Однако из текста решения от 31.03.2015 не усматривается, что расчеты объемов поставленных ресурсов, произведенные истцом, были предметом проверки суда первой инстанции.
Апелляционный суд признал обоснованным расчет количества поставленной тепловой энергии по методике, соответствующей требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", а расчет количества поставленной холодной воды - по методике, соответствующей требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" в действующей в спорный период редакции, с учетом нормативов потребления, установленных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 446 от 13.10.2012 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг". При этом апелляционный суд не указал, по каким конкретно методикам определялись объемы ресурса.
Апелляционным судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а отношения, связанные с теплоснабжением - Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Положения названных федеральных законов применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами (пункт 5 статьи 1 Закона N 416-ФЗ, часть 3 статьи 1 Закона N 190-ФЗ).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (пункты 1 и 36; далее - Правила N 354). Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил.
Однако арбитражные суды не применили к спорным правоотношениям сторон (поставка тепла и воды осуществлялась ответчику в целях предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям) нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и положения Правил N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 416-ФЗ количество поставленной тепловой энергии, теплоносителя, воды подлежит коммерческому учету.
В случае отсутствия приборов учета допускается осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 части 3 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, подпункт 1 пункта 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формулы Приложения N 2 к Правилам N 354).
Между тем в нарушение положений статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ни суд первой инстанции, ни апелляционный суд не проверили расчеты объемов коммунальных услуг на предмет их соответствия требованиям положений Правил N 354, не обосновали возможность применения к спорным правоотношениям сторон (в рассматриваемом споре конечными потребителями тепловой энергии и воды являются граждане) Методик осуществления коммерческого учета тепловой энергии (теплоносителя) и холодной воды, разработанных во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 и от 04.09.2013 N 776, а также не указали мотивы, по которым отклонены доводы ответчика о наличии арифметических и иных ошибок при определении объемов поставленных ресурсов.
При таких обстоятельствах выводы судов о доказанности объемов коммунальных услуг и правильности произведенного истцом расчета задолженности нельзя признать обоснованными и законными.
В этой связи обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 того же Кодекса в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить расчет задолженности, разрешить вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2015 года по делу N А58-7277/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2015 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
И.А. Бронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.