город Иркутск |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А10-4485/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Качукова С.Б.,
судей Белоножко Т.В., Клепиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия, на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 ноября 2014 года по делу N А10-4485/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: судья Урмакшинов В.К.; апелляционный суд: судьи Юдин С.И., Капустина Л.В. и Макарцев А.В.),
установил:
Администрация города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, место нахождения:
г. Улан-Удэ, далее также - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, место нахождения: г. Улан-Удэ; далее также - Министерство финансов Российской Федерации, ответчик) о взыскании 1 259 297 рублей 40 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением жилых помещений инвалиду.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Митрофанова Татьяна Ивановна (далее также - Митрофанова Т.И.) и Республика Бурятия в лице министерства финансов Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 ноября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы ответчик сослался на то, что взыскание соответствующих убытков с Российской Федерации является неправомерным, поскольку согласно пункту 1 и подпункту 24 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" во взаимосвязи со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - Закон о социальной защите инвалидов) обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Кроме того, ответчик также указал на ошибочное применение судами к спорным правоотношениям положений Гражданского кодекса Российской Федерации, так как, по его мнению, порядок возмещения убытков, предусмотренный эти кодексом, не может быть применен к межбюджетным (публичным) отношениям.
Администрация и министерство финансов Республики Бурятия в представленных отзывах относительно доводов жалобы возражали, в связи с чем просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2015 года производство по кассационной жалобе приостановлено до принятия Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по результатам рассмотрения кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации по делу N А60-23078/2014.
После вынесения Верховным Судом Российской Федерации определения от 30 сентября 2015 года N 309-ЭС15-5872 определением от 19 октября 2015 года производство по кассационной жалобе возобновлено, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 25 ноября 2015 года.
Определением председателя судебной коллегии Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, от 25 ноября 2015 года на основании статьи 18 Кодекса в связи с нахождением судьи Платова Н.В. в очередном отпуске произведена замена в составе суда, рассматривающего настоящее дело: судья Платов Н.В. заменен на судью Клепикову М.А.
В настоящее судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте его проведения считаются извещенными надлежащим образом.
Информация о времени и месте проведения заседания размещена на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделах "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) и "Календарь судебных заседаний" (rad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Кодекса судебное заседание было проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения Октябрьского районного суда города Улан-Удэ от 22 октября 2013 года, определения Верховного суда Республики Бурятия от 04 декабря 2013 года и определения Октябрьского районного суда города Улан-Удэ от 23 апреля 2014 года по делу N 2-4324/13 на администрацию города Улан-Удэ была возложена обязанность предоставить Митрофановой Т.И., являющейся инвалидом и имеющей диагноз, входящий в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, жилые помещения, расположенные по адресу: г. Улан-Удэ, пер. Ростовский, д. 42, кв. 19 и ул. Ключевская, д. 57/1, кв. 103/4.
Во исполнение указанных решений администрация предоставила Митрофановой Т.И. указанные выше муниципальные жилые помещения, заключив с ней договоры социального найма от 20.05.2014 N 387 и от 20.05.2014 N 388.
По расчетам администрации, исходя из средней цены одного квадратного метра общей площади жилых помещений на вторичном рынке по Республике Бурятия во 2-м квартале 2014 года (45 462 рубля), общая стоимость предоставленных Митрофановой Т.И. жилых помещений составила 1 259 297 рублей 40 копеек.
Ссылаясь на то, что в связи с предоставлением указанных жилых помещений во исполнение судебных актов они выбыли из владения истца, при этом расходы по их предоставлению (соответствующие стоимости помещений) не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убытками, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. При этом в качестве ответчика администрация указала Российскую Федерацию как публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого, по ее мнению, отнесено обеспечение жилыми помещениями инвалидов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов и исходил из того обязанность по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, возложена на Российскую Федерацию, которая не предоставила доказательств выделения Республике Бурятия или администрации города Улан-Удэ из федерального бюджета соответствующих денежных средств на указанные цели.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Между тем указанные выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и являются неверными.
Так, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Закона о социальной защите инвалидов под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. При этом из положений этого Закона следует, что к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся в том числе мероприятия по обеспечению их жилыми помещениями.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Названные положения Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" при рассмотрении настоящего дела судами применены не были.
Из содержания указанных выше нормативных актов и разъяснений следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом, вопреки выводам судов, возможное выделение из федерального бюджета дополнительного финансирования (независимо от его размеров) на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, равно как и недостаточность этого финансирования для обеспечения жильем всех нуждающихся, не отменяет и не изменяет общего правила о том, что осуществление этого полномочия относится к расходным обязательствам именно субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Митрофанова Т.И. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "инвалиды" распоряжением администрации Октябрьского района города Улан-Удэ от 18.05.2007 N 367 (решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ от 22 октября 2013 года по делу N 2-4324/13), то есть относится к категории инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005. По указанной причине выводы суда первой инстанции и апелляционного суда о том, что возмещение убытков администрации, причиненных ей в связи с предоставлением во исполнение решений суда жилых помещений Митрофановой Т.И., должно осуществляться из федерального бюджета, являются неправомерными и противоречат статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы администрации о необходимости возмещения причиненных ей убытков за счет Российской Федерации ввиду того, что именно Российская Федерация провозгласила гарантию по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, и не обеспечила реализацию этой гарантии, являются несостоятельными и подлежат отклонению. В частности, наличие у гражданина заболевания, предусмотренного Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, само по себе не является основанием для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма. В силу пункта 4 части 1 статьи 51 и пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации наличие такого заболевания является лишь основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, и для применения к нему внеочередного порядка предоставления жилого помещения. При этом согласно частям 1 и 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление такому гражданину жилого помещения производится в случае, если он относится к категориям граждан, указанных в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (в том числе к инвалидам), и в связи с этим состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, названные выше нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве отдельно установленной самостоятельной гарантии по обеспечению жильем, реализация которой должна производиться исключительно за счет средств Российской Федерации как публично-правового образования, ее установившего.
На основании изложенного, поскольку при принятии обжалуемых решения и постановления судами неправильно применены нормы материального права, что повлияло на исход дела, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом того, что исковые требования по настоящему делу предъявлены только к Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает необходимым указанные судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Полагая свои права нарушенными, администрация имеет возможность предъявить соответствующий иск к лицу, которое в силу закона должно отвечать по такого рода требованиям при наличии к тому оснований.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 ноября 2014 года по делу N А10-4485/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 года по тому же делу отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.