город Иркутск |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А58-8469/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А. И.,
судей: Шелега Д. И., Шелёминой М. М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (судья Терских В. С., секретарь судебного заседания Пименова В. С.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей:
открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" Бутыриной В. Ю. (доверенность от 31.12.2014);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Емельяновой Л. В. (доверенность от 28.09.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2015 года по делу N А58-8469/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Эверстова Р. И., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В. А., Рылов Д. Н., Ячменёв Г. Г.),
установил:
открытое акционерное общество "Саханефтегазсбыт" (ОГРН: 1021401050857;
ИНН: 1435115270; г. Якутск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - антимонопольный орган) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании недействительным приказа от 18.11.2014 N 50 "О включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2015 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Из кассационной жалобы следует, что общество, заявляя об отмене обжалуемых судебных актов в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку несогласно с выводами судов о правомерности проведенного антимонопольным органом исследования товарного рынка автомобильных бензинов в границах муниципальных образований Республики Саха (Якутия) и определения долей хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Общество в кассационной жалобе выражает несогласие с правовой оценкой, данной судами понятию "взаимозаменяемые товары", оспаривает позицию судов, согласно которой довод антимонопольного органа о барьерах входа на товарный рынок автомобильных бензинов не влияет на вывод о наличии доминирующего положения общества на указанном товарном рынке.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на неё.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что антимонопольным органом проведен ретроспективный анализ и оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов и составлен аналитический отчет по результатам проведенного исследования состояния конкурентной среды, сложившейся в границах конкретных муниципальных образований Республики Саха (Якутия) за период с 01.04.2013 по 01.04.2014.
По отраженным в аналитическом отчете выводам антимонопольным органом издан приказ от 18.11.2014 N 50 "О включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов", приложением к которому общество включено в реестр таких хозяйствующих субъектов.
Не согласившись с вышеуказанным приказом, общество оспорило его в арбитражном суде.
Арбитражные суды отказали в удовлетворении заявления, поскольку признали, что антимонопольным органом соблюдена процедура проведения исследования, анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке автомобильных бензинов в границах муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает правильными выводы арбитражных судов об отсутствии оснований для удовлетворения требования общества.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование общества могло быть удовлетворено при установлении совокупности следующих условий - несоответствие оспариваемого приказа закону или иному нормативному правовому акту, нарушение таким приказом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии совокупности таких условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Правильно применяя нормы процессуального права, арбитражные суды при проверке законности оспариваемого приказа обоснованно руководствовались положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Порядок формирования и ведения Реестра установлен Правилами формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 (далее - Правила N 896), в соответствии с пунктом 8 которых доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете.
Пунктом 13 Правил N 896 установлено, что основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр является аналитический отчет по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе.
Следовательно, суды правомерно исходили из наличия у антимонопольного органа соответствующих полномочий для анализа состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке и соблюдения порядка начала проведения такого анализа и его дальнейшего осуществления.
Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220).
В случае, указанном в подпункте "г" пункта 1.1 Порядка, определение уровня концентрации товарного рынка, определение барьеров входа на товарный рынок и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке могут не проводиться.
В этой связи, учитывая наличие случая, указанного в подпункте "г" пункта 1.1 Порядка N 220 (формирование реестра хозяйствующих субъектов в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции), суды правомерно указали, что неисследование барьеров входа на товарный рынок не влияет на возможность установления признаков доминирующего положения.
Пунктом 1.3 Порядка N 220 установлены определенные этапы проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
Одним из таких этапов является определение продуктовых границ товарного рынка (раздел III Порядка N 220), в ходе которого подлежат выявлению свойства товара и определение взаимозаменяемых товаров.
Проверив сведения аналитического отчета и оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в деле доказательства, суды двух инстанций обоснованно установили, что антимонопольным органом при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке учтены все значимые обстоятельства, соблюдены требования пунктов 1.3, 1.5, 3.9, 5.3, 8.1, 11.1 Порядка N 220, что свидетельствует о законности приказа антимонопольного органа о признании общества занимающим доминирующее положение на товарном рынке определенных автомобильных бензинов в границах конкретных муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Вопреки доводам кассационной жалобы суды правомерно установили правильность определения антимонопольным органом продуктовых границ товарного рынка по итогам выявленных свойства товара (автомобильные бензины) и определения признаков взаимозаменяемых товаров.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, что в соответствии со статьёй 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2015 года по делу N А58-8469/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А. И. Чупров |
Судьи |
Д. И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.