город Иркутск |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А19-6101/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А. И.,
судей: Кадниковой Л. А., Шелёминой М. М.,
при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества "ТСЖ "Октябрьское" Глушковой А. А. (доверенность от 03.08.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ТСЖ "Октябрьское" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2015 года по делу N А19-6101/2015, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Шульга Н. О., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В. А., Басаев Д. В., Рылов Д. Н.),
установил:
закрытое акционерное общество "ТСЖ "Октябрьское" (ОГРН: 1063808135104; ИНН; 3808138277, г. Иркутск, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконными действий Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее - Служба) по проверке законности проведения голосования собственников дома N 12 в микрорайоне Крылатый в рамках проведенной проверки N 202/15; о признании недействительным акта проверки N 202/15.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2015 года, производство по делу в части требования об оспаривании акта проверки от 05.02.2015 N 202/15 прекращено. В удовлетворении иного требования отказано.
Обжалуя судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и заявляя об их отмене, общество в кассационной жалобе ссылается на то, что Служба необоснованно осуществила проверку общества, тогда как все действия по проведению общего собрания, голосованию на нем и подведению итогов осуществлены собственниками помещений. Судами не учтено, что Служба фактически признала общество нарушившим жилищное законодательство, судом апелляционной инстанции не дана оценка законности акта проверки N 202/15; судами не обоснованы изложенные в обжалуемых судебных актах выводы.
По мнению общества, неправомерно прекращено производство по делу в части признания недействительным акта проверки N 202/15.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы.
Служба о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что Службой по указанию прокурора в январе 2015 года проведена внеплановая документарная проверка правомерности утверждения условий договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, мкр. Крылатый, дом N 12 (внесение изменений в договор управления - повышение (утверждение) тарифа (размера платы) на содержание и ремонт общего имущества).
По результатам проверки составлен акт от 05.02.2015 N 202/15, в котором зафиксированы обстоятельства, которые, по мнению Службы, являются нарушениями обязательных требований законодательства при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Общество оспорило в арбитражном суде действия Службы и акт проверки.
Арбитражный суд первой инстанции установил наличие вступившего в законную силу судебного акта Арбитражного суда Иркутской области от 08 апреля 2015 года по делу N А19-3341/2015, которым прекращено производство по заявлению общества об оспаривании акта проверки от 05.02.2015 N 202/15. При рассмотрении дела N А19-3341/2015 арбитражный суд признал, что акт проверки не содержит властных предписаний, не возлагает на общество какие-либо обязанности, не устанавливает, не изменяет и не отменяет права и обязанности общества и не влечет для него неблагоприятные последствия.
В этой связи суд первой инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство в части оспаривания акта проверки.
Относительно оспариваемых обществом действий суд первой инстанции признал наличие у Службы повода, оснований и полномочий для проведения внеплановой документарной проверки. Составление по итогам проверки акта предусмотрено действующим законодательством, регламентирующим осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), в связи с чем содержащиеся в акте выводы о результатах проверки с учетом правовой природы такого акта не свидетельствуют о нарушении прав и охраняемых интересов общества.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает правильными выводы арбитражных судов по данному делу.
На основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
Вывод суда первой инстанции о наличии вступившего в законную силу судебного акта Арбитражного суда Иркутской области от 08 апреля 2015 года по делу N А19-3341/2015, которым прекращено производство по заявлению общества об оспаривании акта проверки от 05.02.2015 N 202/15, материалами дела подтвержден.
Следовательно, суд правомерно прекратил производство по требованию об оспаривании акта проверки на основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Вывод суда о правовой природе акта проверки от 05.02.2015 N 202/15 соответствует содержанию указанного акта - не содержит властных предписаний, не возлагает на общество какие-либо обязанности, не устанавливает, не изменяет и не отменяет права и обязанности общества и не влечет для него неблагоприятные последствия.
Вопреки доводам общества арбитражными судами на основании правовой оценки представленных доказательств правомерно установлено наличие у Службы повода, оснований и полномочий для проведения внеплановой документарной проверки.
Исходя из позиции общества, оно фактически не согласно с зафиксированными в акте проверки обстоятельствами, которые Служба полагает нарушением обязательных требований.
Между тем суд первой инстанции обоснованно учел, что составление по итогам проверки акта предусмотрено действующим законодательством, регламентирующим осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), в связи с чем содержащиеся в акте выводы о результатах проверки с учетом правовой природы такого акта сами по себе не свидетельствуют о нарушении прав и охраняемых интересов общества.
Указанный вывод суда согласуется с положениями статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (подлежит применению при осуществлении государственного жилищного надзора на основании статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации), которыми предусмотрены обязательные меры, принимаемые в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.
Материалы дела не содержат доказательств принятия Службой таких обязательных мер по итогам проверки, что свидетельствует о недоказанности нарушения прав и законных интересов общества в предпринимательской и иной экономической деятельности.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2015 года по делу N А19-6101/2015, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А. И. Чупров |
Судьи |
Л. А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.