город Иркутск |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А19-19090/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Звечаровской Т.А.,
судей: Качукова С.Б., Клепиковой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя Марковского муниципального образования в лице Администрации Марковского муниципального образования - Администрации городского поселения Маневич Юлии Владиславовны (доверенность N 01 от 20.02.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 мая 2015 года по делу N А19-19090/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Сураева О.П., суд апелляционной инстанции: Оширова Л.В., Даровских К.Н., Монакова О.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" (ОГРН: 1073808009659, г. Иркутск, далее - ООО "Иркутская Энергосбытовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, измененым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Марковскому муниципальному образованию в лице Администрации Марковского муниципального образования - Администрации городского поселения (ОГРН: 1053827058867, Иркутская область, Иркутский район, р. п. Маркова, далее - Администрация, ответчик) о взыскании 6 113 321 рублей 32 копеек убытков в виде стоимости фактических потерь электрической энергии в электрических сетях за период с с января 2012 года по декабрь 2013 года (включительно).
Определением от 3 декабря 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН: 1023801542412, г. Иркутск, далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 мая 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2015 года, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 15, 16, подпункт 1 пункта 3 статьи 225, статьи 234, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 6, пункт 4 статьи 26, пункт 4 статьи 28, пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике"), пункты 2, 3, 50, 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила N 861), пункты 185, 186, 189, 190 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) статью 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в решении от 28 октября 2013 года N ВАС-10864/13.
Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для возложения на Администрацию обязанности по компенсации убытков в виде потерь электрической энергии в бесхозяйных сетях, так как в соответствии с нормами действующего законодательства обязанность приобретать электрическую энергию для компенсации потерь лежит на сетевых организациях.
ООО "Иркутская Энергосбытовая компания", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что обязанность приобретать электрическую энергию для компенсации потерь лежит на сетевой организации и полагает, что такая обязанность должна быть возложена на Администрацию, поскольку имеется состав правонарушения, необходимый для возложения ответственности за причинение убытков.
ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" указывает на то, что вина Администрации (как причинителя вреда), заключающаяся в непостановке на учет сетей как бесхозяйного имущества, установлена при рассмотрении дела N А19-3727/2014; причинно-следственная связь между бездействием Администрации, выразившемся в непринятии на учет бесхозяйных сетей, и причинением убытков в виде потерь электрической энергии установлена при рассмотрении дела N А19-1887/2013; данные обстоятельство является преюдициальным при рассмотрении настоящего дела.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу возразила против ее доводов, указав на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в отзыве на кассационную жалобу заявило о своем согласии с доводами кассационной жалобы, просило обжалуемые судебные акты отменить.
ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" и ОГУЭП "Облкоммунэнерго" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
В судебном заседании представитель Администрации подтвердила доводы отзыва на кассационную жалобу.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании убытков в виде стоимости фактических потерь электрической энергии в электрических сетях.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправность поведения ответчика и его вину, а также причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями.
Удовлетворение требования о возмещении убытков возможно при доказанности совокупности элементов гражданско-правовой ответственности. Неподтверждение хотя бы одного из них достаточно для отказа в удовлетворении иска.
Правильно применив нормы материального права (статьи 6, 32, 26 28 ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 2, 3, 50, 51 Правил N 861, пункты 185, 186, 189, 190 Основных положений N 442) с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 28 октября 2013 года N ВАС-10864/13, оценив имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что поставка электрической энергии на спорном участке за период с января 2012 года по декабрь 2013 года (включительно) осуществлялась по бесхозяйным сетям. Поскольку указанные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и получают соответствующую плату, издержки по эксплуатации таких сетей подлежат возмещению лицом, фактически эксплуатирующим их, то есть сетевой организацией, которая осуществляет свою профессиональную деятельность и получает выгоду при их использовании.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии вины Администрации в причинении вреда и причинно-следственной связи между бездействием Администрации и наступившими последствиями не принимаются во внимание Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 мая 2015 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2015 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 мая 2015 года по делу N А19-19090/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Звечаровская |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.