город Иркутск |
|
18 января 2016 г. |
Дело N А10-3869/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н. Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Мархаевой Г.Д.-С., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Гулгеновой Е.Б.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Мухиной С.Н. (доверенность от 11.01.2016 N 4),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Беляева Сергея Анатольевича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 сентября 2015 года по делу N А10-3869/2015, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
индивидуальный предприниматель Беляев Сергей Анатольевич (ОГРНИП 311031733400031, ИНН 031700118094) (далее - предприниматель Беляев С.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Северобайкальский район, с. Байкальское, ул. Советская, 3Б, кадастровый номер 03:17:020120:12.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 сентября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Беляев С.А. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами подпункта 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон об охране озера Байкал), постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" (далее - Постановление N 643), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности отказа регистрирующего органа, ссылаясь на то, что объектом всемирного наследия является только озеро Байкал как водоем, земельные участки, расположенные в границах прилегающей к озеру территории, имеют различные категории и освоенность и, следовательно, не могут автоматически рассматриваться как занятые указанным объектом всемирного наследия; спорный земельный участок расположен в границах населенного пункта; нахождение земельного участка в границах центральной экологической зоны озера Байкал, включая прилегающую к озеру водоохранную зону, не должно означать запрет на приватизацию расположенных в этих границах земель населенных пунктов; ограничение в обороте расположенных в границах населенных пунктов земельных участков, включенных в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, является нарушением конституционного принципа равенства всех перед законом; такое неравенство создается между лицами, оформившими земельные участки в собственность до вступления в силу Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ, которым подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации дополнен соответствующей правовой нормой, и лицами, не успевшими это сделать.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия.
Предприниматель Беляев С.А. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра считает судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия от 26.02.2015 N 210 предпринимателю Беляеву С.А. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 03:17:020120:12, площадью 1 821 кв. м под переработку рыбной продукции, в собственность за плату, относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, с. Байкальское, ул. Советская 3Б.
26.02.2015 между предпринимателем и Администрацией муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия заключен договор купли-продажи N 1628 указанного земельного участка.
Предприниматель Беляев С.А. 20.04.2015 обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.
Сообщением от 04.06.2015 N 03/010/010/2015-344 Управление Росреестра отказало предпринимателю в государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), указав на то, что представленные на государственную регистрацию документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку земельный участок входит в границы водоохранной зоны и центральной экологической зоны Байкальской природной территории, совпадающей с границами участка всемирного природного наследия "Озеро Байкал", следовательно, в силу подпункта 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям, ограниченным в обороте, и не подлежит предоставлению в частную собственность граждан и юридических лиц, независимо от оснований приобретения.
Предприниматель Беляев С.А., полагая, что названный отказ в государственной регистрации права не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4).
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (подпункт 4 пункта 5 статьи 27).
Согласно преамбуле Закона об охране озера Байкал озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.
Статьёй 2 Закона об охране озера Байкал установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1). Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, и границы водоохранной зоны озера Байкал утверждены, соответственно, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р и распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 368-Р.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств, в частности, карт, схем и описаний расположения границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории и водоохранной зоны при сопоставлении их с установленными вышеуказанными распоряжениями Правительства Российской Федерации границами Байкальской природной территории и ее экологических зон и водоохранной территории, суды установили, что спорный земельный участок, находится в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Названное подтверждается также письмом от 19.05.2015 отдела геодезии и картографии Управления Росреестра, из которого следует, что по результатам сопоставления границ земельного участка с кадастровым номером 03:17:020120:12 с границами водоохранной зоны озера Байкал, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 368-р, и границами центральной экологической зоны, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:17:020120:12 входит в границы водоохранной и центральной экологической зон озера Байкал.
Правильно применяя приведенные нормы материального права, учитывая установленные по делу указанные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к обоснованному и мотивированному выводу о том, что земельный участок, о государственной регистрации права собственности на который заявлял предприниматель Беляев С.А., относится к землям, ограниченным в обороте, и не подлежит предоставлению в частную собственность в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации. В этой связи суды правомерно признали законным отказ Управления Росреестра предпринимателю Беляеву С.А. в государственной регистрации права собственности на земельный участок ввиду несоответствия представленных на государственную регистрацию документов требованиям действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, со ссылкой, в том числе на то, что нахождение земельного участка в границах центральной экологической зоны, включая прилегающую к озеру водоохранную зону, не должно означать запрет на приватизацию расположенных в этих границах населенных пунктов, не могут быть учтены судом кассационной инстанции как не основанные на вышеуказанных нормах права, регламентирующих правовые основы в области охраны озера Байкал, и Земельного кодекса Российской Федерации.
Отклоняется судом кассационной инстанции и довод предпринимателя о том, что объектом всемирного наследия является озеро Байкал как водоем, земельные участки, расположенные в границах прилегающей к озеру территории, имеют различные категории и освоенность и не могут автоматически рассматриваться как занятые указанным объектом всемирного наследия. Как правильно указал суд апелляционной инстанции на основании анализа положений Закона об охране озера Байкал, в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только оно само, но и его водоохранная зона, являющаяся территорией, ограниченной в обороте.
Возможность предоставления земельного участка в частную собственность ограничена с учетом приоритета охраны озера Байкал и его прибрежной зоны, как важнейшего компонента окружающей среды и объекта всемирного природного наследия; при этом данное ограничение направлено не на ущемление конституционных прав граждан, а на обеспечение охраны озера Байкал как объекта всемирного природного наследия.
Несостоятельна ссылка заявителя кассационной жалобы на создавшееся неравенство между лицами, оформившими земельные участки в собственность до вступления в силу Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ, дополнившего подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации соответствующей правовой нормой, и лицами, не успевшими это сделать.
Ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, занятых особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия установлено подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации с момента введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в 2001 году. Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации дополнен лишь словами "музеями-заповедниками".
Учитывая изложенное, подлежат отклонению и соответствующие доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении его конституционных прав.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 сентября 2015 года по делу N А10-3869/2015, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.