Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Иркутск |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А10-6613/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Чупрова А.И., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 января 2016 года по делу N А10-6613/2015, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ботоева В.И., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эталон-С" (ОГРН 1120327001794, ИНН 0326503472, г. Улан-Удэ, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее - инспекция) о признании недействительным предписания N 011-п от 25.09.2015.
Судом первой инстанции на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Республиканской службы государственной жилищной инспекции её правопреемником - Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора (далее - служба).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2016 года, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе служба просит проверить законность принятых судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Полагает ошибочными выводы судов об отсутствии полномочий по выдаче оспариваемого предписания ввиду того, что на момент его вынесения реорганизация инспекции не была завершена.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 10.08.2016), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В результате проведенной внеплановой документарной проверки общества инспекцией установлено, что в многоквартирном доме N 18 по ул. Комсомольская г. Улан-Удэ в нарушение пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пунктов 61-67 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", смонтированный узел учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию.
Инспекцией составлен акт и выдано предписание N 011-п от 25.09.2015 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды исходили из несоответствия оспариваемого предписания действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Указа Главы Республики Бурятия от 30.06.2015 N 104 "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия" Республиканская служба государственного строительного надзора и Республиканская служба государственной жилищной инспекции реорганизованы путем слияния в Республиканскую службу государственного строительного и жилищного надзора.
Функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионного контроля Республиканской службы государственной жилищной инспекции переданы Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (пункт 6 Указа).
Во исполнение пункта 10.1 данного Указа постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 N 460 утверждено Положение о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, которым признано утратившим силу постановление Правительства Республики Бурятия от 19.05.2006 N 136 "О Положении о Республиканской службе государственной жилищной инспекции".
Оценив представленные доказательства и руководствуясь приведенными нормами права, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что постановление Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 N 460 вступило в силу со дня его официального опубликования (24.09.2015), пришли к выводу об отсутствии полномочий у инспекции по выдаче предписания N 011-п от 25.09.2015, в связи с чем удовлетворили заявление общества и признали предписание недействительным.
Выводы судов об отсутствии у инспекции полномочий по осуществлению надзора правомерны и постановлены при правильном применении норм права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для их переоценки.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что на момент выдачи оспариваемого предписания процесс его реорганизации не был завершен, подлежит отклонению.
Порядок осуществления органами государственного жилищного надзора регионального государственного жилищного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Правоспособность органа государственной власти возникает с момента принятия решения о его создании органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений о его создании, реорганизации и упразднении, и прекращается с момента принятия решения о его упразднении указанным уполномоченным органом.
Вследствие прекращения полномочий он утрачивает возможность принятия решений по вопросам, не отнесенных к его компетенции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 января 2016 года по делу N А10-6613/2015, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.