город Иркутск |
|
08 августа 2018 г. |
Дело N А74-7586/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Ширинский район на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 января 2018 года по делу N А74-7586/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л.В.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Морозова Н.А.),
установил:
Администрация муниципального образования Ширинский район (ИНН 1911000663, ОГРН 1031900879768; далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Республики Хакасия (ИНН 1901019947, ОГРН 1021900521785; далее - министерство) о признании недействительным пункта 1 приказа от 10.03.2017 N 55-од "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия" в части приостановления Ширинскому району с 10.03.2017 предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 января 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2018 года, в удовлетворении заявленных требований администрации отказано.
Администрация, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права, просить судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды неправомерно при рассмотрении настоящего дела применили постановление Правительства Республики Хакасия от 27.04.2010 N 210 "Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия" (далее - постановление N 210) в редакции изменений, внесенных постановлением от 18.01.2016 N 11. По мнению администрации, указанные изменения подлежат применению с очередного финансового года, то есть с 01.01.2017.
Судами не учтено, что Республикой Хакасия не были приняты в установленном порядке нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих на 2016 год. Администрацией соблюдены нормативы формирования расходов на финансирование фонда оплаты труда органов местного самоуправления в Республике Хакасия, утвержденные постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 N 635.
При этом решением Верховного Суда Республики Хакасия от 27 июля 2017 года по делу N 3а-36/2017 признана не действующей строка 78 Нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия на очередной финансовый год, утвержденных постановлением N 210 (приложение 2).
Министерство в отзыве просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовые уведомления от 05.07.2018, 06.07.2018, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru), однако представителей в заседание суда не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, 10.03.2017 министерством принят приказ N 55-од "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований" (далее - Приказ).
Пунктом 1 Приказа с 10.03.2017 приостановлено предоставление межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия, нарушившим по итогам 2016 года положения пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в части превышения нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия, до момента устранения указанных нарушений: г. Абаза, г. Сорск, г. Черногорск, Орджоникидзевский район, Таштыпский район, Усть-Абаканский район, Ширинский район.
Не согласившись с пунктом 1 Приказа в отношении приостановления предоставления межбюджетных трансфертов муниципальному образованию Ширинский район, администрация оспорила его в указанной части в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что пункт 1 Приказа в оспариваемой части соответствует требованиям бюджетного законодательства, принят в соответствии с Порядком приостановления (сокращения) межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из республиканского бюджета Республики Хакасия при несоблюдении органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия условий их предоставления, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Хакасия от 09.09.2009 N 126-од, и в рамках полномочий, предоставленных финансовому органу субъекта Российской Федерации пунктом 5 статьи 136 БК РФ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды правильно применили положения статьи 31 БК РФ, статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пришли к выводу, что предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету муниципального образования, является правом органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации указанного права статьей 136 БК РФ установлены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 136 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Последствия превышения муниципальным образованием данных нормативов установлены пунктом 5 статьи 136 БК РФ, согласно которому при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями статьи 136 БК РФ положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
В целях реализации полномочий по предоставлению межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Республики Хакасия, Правительством Республики Хакасия в соответствии с положениями пункта 2 статьи 136 БК РФ принято постановление N 210, которым утверждены:
- методика расчета нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия (приложение 1) (далее также - Методика);
- нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия (приложение 2).
Таким образом, высший орган исполнительной власти Республики Хакасия данным постановлением установил нормативы и рекомендовал указанным в постановлении муниципальным образованиям учитывать их при формировании и исполнении местных бюджетов на очередной финансовый год.
Рассчитанный на основе раздела 4 Методики норматив расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих для муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия составлял 35 022 тысяч рублей в год. Данный норматив утвержден в приложении N 2 к указанному постановлению.
Приказом Министерства финансов Республики Хакасия от 09.09.2009 N 126-од утвержден Порядок приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из республиканского бюджета Республики Хакасия при несоблюдении органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия условий их предоставления.
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка в случае выявления фактов несоблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия условий предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) местному бюджету из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - межбюджетные трансферты), установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия, включая условия соглашения, заключенного с Министерством финансов Республики Хакасия, о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92(1), статьей 107 БК РФ, предоставление межбюджетных трансфертов соответствующему местному бюджету, предусмотренных по разделу 11 "Межбюджетные трансферты" подразделами 01 "Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", 02 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)", 04 "Иные межбюджетные трансферты" классификации расходов бюджетов (далее - средства республиканского бюджета), может быть приостановлено (сокращено) Министерством финансов Республики Хакасия.
Согласно пунктам 2 и 3 названного Порядка решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов оформляется в форме приказа Министерства финансов Республики Хакасия.
Как правильно установлено судами и сторонами не оспаривается, муниципальное образование Ширинский район входит в перечень муниципальных образований Республики Хакасия, которые являются дотационными в течение двух из трех последних финансовых лет. Доля дотаций и дополнительных нормативов в бюджете муниципального образования составляла в 2013 году - 44,9%, в 2014 году - 35,7%, в 2015 году - 31,9%, в 2016 году - 32,2%.
Следовательно, суды верно указали на применение к указанному муниципальному образованию требований пункта 2 статьи 136 БК РФ и постановления N 210, с учетом которых муниципальное образование Ширинский район, как дотационное, получающее межбюджетные трансферты, размер и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений обязано определять в пределах значений, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд округа соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что муниципальное образование Ширинский район применительно к 2016 году должно было произвести в 2015 году оценку доли дотаций из республиканского бюджета Республики Хакасия и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, за три отчетных года и в 2016 году обеспечить соблюдение установленных постановлением N 210 нормативов. Аналогичная обязанность имелась у муниципального образования и в 2015 году, вместе с тем, не исполнялась.
Исходя из приведенных министерством размеров доли дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами в бюджете муниципального образования Ширинский район, эта же обязанность сохранилась у муниципального образования в 2017 году.
Министерством в 2015, 2016 и 2017 годах в адрес Главы муниципального образования направлялись рекомендации о соблюдении установленных постановлением N 210 нормативов с информацией о возможном приостановлении межбюджетных трансфертов в случае непринятия муниципальным образованием мер, направленных на соблюдение требований, установленных бюджетным законодательством в данной части (письма от 17.12.2015 N 5/2633-1-13, от 08.02.2016 N 5/297-1-13, от 22.02.2017 N 4/447-1-13).
Направляя указанные предупреждения о возможном приостановлении межбюджетных трансфертов, Министерство руководствовалось следующим.
Постановлением N 210 в редакции от 05.03.2015 установлен Порядок определения предельных нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Республики Хакасия. Приложением N 1 к указанному порядку определены предельные значения размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, приложением N 2 - предельные значения размеров должностных окладов муниципальных служащих Республики Хакасия.
Постановлением N 210 в редакции от 18.01.2016 рассчитан норматив формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия, выраженный в числовом показателе. Для муниципального образования Ширинский район данный показатель составил 35 022,7 тысяч рублей. При этом предельные значения размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и предельные значения размеров должностных окладов муниципальных служащих Республики Хакасия, являющиеся основой для расчета данного норматива, остались неизменными по сравнению с редакцией от 05.03.2015. Порядок расчета норматива установлен разделом 4 Методики.
Исходя из положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия", пункта 1 главы XV постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 03.12.2012 N 70-ПП "О Регламенте Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия", пункта 3 постановления Правительства Республики Хакасия от 18.01.2016 N 11, суды при рассмотрении спора правильно исходили из того, что изменения, внесенные 18.01.2016 в постановление N 210, вступили в силу с момента их официального опубликования, то есть 20.01.2016.
Судами установлено и заявителем кассационной жалобы не оспаривается, что после вступления в силу постановления N 210 в редакции от 18.01.2016 муниципальным образованием Ширинский район не соблюдались ни установленные приложением 2 к Методике предельные значения размеров должностных окладов муниципальных служащих в Республике Хакасия, ни рассчитанный в числовом показателе норматив. По итогам 2016 года муниципальное образование Ширинский район представило в министерство информацию о превышении норматива, установленного в постановлении N 210 в редакции от 18.01.2016.
Министерством также произведен сравнительный расчет норматива в соответствии с действующими муниципальными нормативными актами исходя из 75 единиц штатной численности (на основании данных истца о фактической штатной численности на 01.01.2016) и расчет норматива аналогичных расходов на основе исходных данных о размерах должностных окладов, составе надбавок и доплат, утвержденных постановлением N 210, также в расчете на 75 штатных единиц (с учетом надбавки за классный чин и без учета данной надбавки).
По результатам исследования этого расчета суды пришли к обоснованному выводу, что расходы муниципального образования Ширинский район, исходя из размеров оплаты труда, указанных в муниципальных нормативных правовых актах, составляют 50 011 980 рублей 60 копеек в год (фактические затраты муниципального образования за 2016 год - 48 360 000 рублей).
В то же время, согласно постановлению N 210 в редакции от 18.01.2016 норматив расходов муниципального образования Ширинский район составляет 37 281 802 рублей 20 копеек в год. В случае включения в расчет данного норматива расходов на выплату надбавок за классный чин муниципальным служащим в размере 25% норматив расходов составляет 38 214 300 рублей в год.
На основании изложенного является правомерным вывод судов о том, что муниципальным образованием Ширинский район не соблюден утвержденный в установленном порядке норматив расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих. Причем муниципальным образованием мер, направленных на соблюдение указанного норматива, не принималось.
Кроме того, суды верно указали, что муниципальным образованием Ширинский район в 2016 году нарушены нормативы, установленные постановлением N 210, как в редакции от 05.03.2015, так и в редакции от 18.01.2016.
При этом суды правильно исходили из того, что положениями статьи 136 БК РФ высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать норматив, как в абсолютной, так и относительной величине (применительно к предельным размерам должностных окладов), характеризующей расходы на оплату труда указанных категорий работников и (или) содержание органов местного самоуправления. Порядок расчета, установление и величина указанных нормативов, определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в рамках реализации их бюджетных полномочий в части установления условий предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, закрепленных статьей 8 БК РФ.
Указанный вывод согласуется с положениями Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 N 39-ЗРХ "О муниципальной службе в Республике Хакасия", статьи 86 БК РФ, и не нарушает прав органов местного самоуправления.
Довод заявителя кассационной жалобы о признании решением Верховного Суда Республики Хакасия от 27 июля 2017 года по делу N 3а-36/2017 не действующей строки 78 Нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия на очередной финансовый год, утвержденных постановлением N 210, обоснованно отклонен судами при рассмотрении настоящего дела.
При этом суды правильно исходили из следующего:
- в соответствии со строкой 78 Приложения 2 к постановлению N 210 (в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 18.01.2016 N 11) для муниципального образования Ширинский район утвержден норматив в размере 35 022,7 тысяч рублей;
- постановление N 210 в указанной части признано недействующим с момента вступления в силу решения от 27 июля 2017 года, на что прямо указано в его резолютивной части решения;
- постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.09.2017 N 469, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2017, в постановление N 210 внесены изменения с учетом решения Верховного Суда Республики Хакасия от 27 июля 2017 года, норматив изменен с 35 022,7 тысяч рублей на 38 214,3 тысяч рублей в год;
- превышение имеет место, как в сравнении с нормативом, установленным в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 18.01.2016 N 11, так и в сравнении с нормативом, установленным постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.09.2017 N 469, а также в сравнении с нормативом, определяемым в соответствии с постановлением N 210 в редакции от 05.03.2015.
Довод заявителя о том, что при рассмотрении дела подлежала применению методика, расчета нормативов, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 N 635, не может быть принят в силу следующего.
Методика расчета нормативов формирования расходов на финансирование фонда оплаты труда органов местного самоуправления в Республике Хакасия, утвержденная постановлением от 22.12.2009 N 635, определяла до ее отмены постановлением Правительства Республики Хакасия от 18.01.2016 N 11 максимальный размер расходов местных бюджетов на указанные цели по формуле в абсолютных и относительных значениях исходя их доходов бюджетов и их доходных потенциалов (пункт 6 Методики).
В то же время Порядок определения предельных нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Республики Хакасия, утвержденный постановлением N 210 в редакциях, действовавших как в 2010-2015 годах, так и в 2016-2017 годах (в том числе с учетом изменений, вступивших в силу 20.01.2016) в целях применения пункта 2 статьи 136 БК РФ определял соответствующие нормативы в виде предельных значений размеров оплаты труда.
Следовательно, муниципальное образование Ширинский район в рассматриваемом случае при формировании бюджета на 2016 год и его исполнении обязано было соблюдать как ограничения, установленные постановлением от 22.12.2009 N 635 и приложениями к нему (до его отмены), так и ограничения, установленные постановлением N 210.
Ограничения, установленные постановлением N 210 как в редакции, действующей с 20.01.2016, так и в редакции, действовавшей в 2015 году, муниципальным образованием соблюдены не были.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не влияют на правильность выводов судов, послуживших основанием для отказа в удовлетворении требований, и основаны на неправильном толковании норм права самим заявителем
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм права.
Следовательно, суды пришли к правомерному выводу о том, что администрацией нарушены требования пункта 2 статьи 136 БК РФ и постановления N 210 (как в редакции 2015 года, так и в редакции 2016 года) в части превышения нормативов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих.
В связи с этим суд округа соглашается с выводом судов нижестоящих инстанций о законности приостановления предоставления межбюджетных трансфертов (дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности) муниципальному образованию Ширинский район из республиканского бюджета.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали администрации в удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 января 2018 года по делу N А74-7586/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.