город Иркутск |
|
09 августа 2018 г. |
Дело N А74-13582/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Гигель Н.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Турчиной В.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сотрудничество" Пешкова А.А. (доверенность от 29.06.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сотрудничество" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 декабря 2017 года по делу N А74-13582/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Лиходиенко А.В.; суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Жилсервис" (г. Абакан, ИНН 1901089574, ОГРН 1091901001301, далее - ООО "УЖК "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Сотрудничество" (г. Абакан, ИНН 1901121796, ОГРН 1141901005091, далее - ООО "УЖК "Сотрудничество") о прекращении фактической деятельности по управлению многоквартирным домом (МКД) по ул. Торосова, 17, в г. Абакане, а также обеспечении свободного доступа ООО "УЖК "Жилсервис" (его сотрудникам) к инженерным сетям МКД дома по ул. Торосова, 17, в г. Абакане, путем передачи ключей от всех подвальных, чердачных и иных технических помещений, относящихся к указанному МКД.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 декабря 2017 года заявленные требования удовлетворены. Суд обязал ООО "УЖК "Сотрудничество" прекратить фактическую деятельность по управлению многоквартирным домом (МКД) по ул. Торосова, 17, в г. Абакане, а также обеспечить свободный доступ ООО "УЖК "Жилсервис" (его сотрудникам) к инженерным сетям МКД дома по ул. Торосова, 17, в г. Абакане, путем передачи ключей от всех подвальных, чердачных и иных технических помещений, относящихся к указанному МКД, с момента вступления решения в законную силу.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2018 года производство по апелляционным жалобам Овчаренко Н.В., Тришиной О.Ю., Кузьминой Т.А. прекращено. Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 декабря 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "УЖК "Сотрудничество" ставит вопрос о проверке законности судебных актов как принятых с нарушением норм материального права - статей 10, 44, 46, 162, 197, 198, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также требований норм процессуального права - статей 71, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; полагает судебные акты незаконными; просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "УЖК "Сотрудничество" поддержал доводы кассационной жалобы.
ООО "УЖК "Жилсервис" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "УЖК "Сотрудничество" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии от 16.04.2015 N 019000006.
Собственниками помещений МКД, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Торосова, 17, 13.11.2014 принято решение передать функции по управлению данным МКД управляющей организации - ООО "УЖК "Сотрудничество".
Общим собранием собственников указанного МКД 26.10.2015 приняты решения об отказе от управляющей организации ООО "УЖК "Сотрудничество" и о выборе новой управляющей организации - ООО "УЖК "Жилсервис". За данное решение проголосовало 87 человек, имеющих в собственности 8 604,37 кв. м, что составляет 51,94% об общей площади помещений в МКД.
ООО "УЖК "Жилсервис" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии от 16.04.2015 N 019000002.
ООО "УЖК "Жилсервис" заключило договоры управления с собственниками жилых и нежилых помещений.
Жилищной инспекцией 17.12.2015 МКД, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Торосова, 17, исключен из реестра лицензий ООО "УЖК "Сотрудничество" и включен в реестр лицензий ООО "УЖК "Жилсервис".
Письмом Государственной жилищной инспекции Республики Хакасии от 18.12.2015 N 3-6138 заявитель по делу уведомлен, что МКД по адресу: г. Абакан, ул. Торосова, 17, исключен из реестра лицензий ООО "УЖК "Сотрудничество" и включен в реестр лицензий ООО "УЖК "Жилсервис".
Согласно представленной информации, размещенной на портале "ГИС ЖКХ", ООО "УЖК "Жилсервис" осуществляет обслуживание МКД по адресу: г. Абакан, ул. Торосова, 17, каких-либо изменений позднее не вносилось.
ООО "УЖК "Жилсервис", ссылаясь на положения статей 161, 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ), Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 614), обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявление ООО "УЖК "Жилсервис", суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу положений статей 44, 46, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации с момента избрания новой управляющей организации обязательства прежней управляющей организации по управлению МКД прекращаются.
Как следует из статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, права и обязанности у управляющей компании возникают на основании договора управления многоквартирным домом, который она должна заключить с каждым из собственников помещений.
Частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления МКД обязана передать техническую документацию на дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации если иное не установлено договором управления МКД, новая управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Из частей 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации усматривается, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса.
Согласно части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
С учётом приведённого правового регулирования суды двух инстанций верно посчитали, что управляющая организация (лицензиат) вправе осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом при наличии совокупности всех условий, а именно: при условии заключения договоров управления домом, выполнении требований о размещении на официальном сайте соответствующих сведений и внесении уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Как установили суды и не обосновало обратное ООО "УЖК "Сотрудничество", ООО "УЖК "Жилсервис" соответствует всем указанным выше условиям, а, следовательно, вправе осуществлять управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Абакан, ул. Торосова, д. 17.
Данному праву ООО "УЖК "Жилсервис" корреспондирует обязанность ООО "УЖК "Сотрудничество" не препятствовать законному управлению ООО "УЖК "Жилсервис" упомянутым домом в установленном законодательством порядке, в связи с чем суды верно удовлетворили заявленное ООО "УЖК "Жилсервис" требование.
Доводы заявителя кассационной жалобы в указанной части выводов судов сводятся к несогласию с доказанностью таких обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, как заключение заявителем по делу договоров управления спорным домом, выполнение требования о размещении на официальном сайте соответствующих сведений и внесение уполномоченным органом в установленном порядке изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Между тем выводы судов по указанным вопросам соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы также указывает на то, что 14.11.2015 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение (протокол N 4) о подтверждении полномочий ООО "УЖК "Сотрудничество" по принятому решению в протоколе заочного собрания собственников от 13.11,2014 и о признании утратившим силу решения по протоколу заочного собрания собственников от 26.10.2015.
Суды дали оценку данным доводам ООО "УЖК "Сотрудничество", отметив, что наличие протокола общего собрания собственников о выборе управляющей компании от 14.11.2015 не является безусловным основанием для внесения изменений в реестр лицензий и само по себе не порождает правовых последствий.
Представленные в материалы дела акты выполненных работ в обоснование реального управления спорным МКД именно ООО "УЖК "Сотрудничество" также не опровергают выводов судов об отсутствии оснований у данной управляющей организации для фактического управления спорным домом, поскольку после внесения соответствующих изменений в реестр в отношении ООО "УЖК "Жилсервис" не имелось правовых оснований осуществлять указанную деятельность.
Суд кассационной жалобы также согласился с выводами судов о том, что у ООО "ЖК "Сотрудничество" в настоящий момент отсутствуют правовые основания для управления МКД ввиду включения этого МКД в реестр лицензий ООО "УЖК "Жилсервис", а, следовательно, и для препятствования законному управлению ООО "УЖК "Жилсервис" спорным МКД в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Не нашли подтверждения доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами статей 10, 44, 46, 161, 197, 198, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушении требований статей 15, 71, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведённые в кассационной жалобе доводы, кроме того, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции. Доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 декабря 2017 года по делу N А74-13582/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.