город Иркутск |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А33-11881/2023 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Рудых А.И.
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Смагина Владимира Ивановича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 июля 2023 года по делу N А33-11881/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Смагин Владимир Иванович (ИНН: 245504959357, ОГРНИП: 304245533400131, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому Федеральному округу (территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю) (ИНН: 5406827231, ОГРН: 16.11.2022, далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.04.2023 N 630812 по делу об административном правонарушении (далее - постановление).
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2023 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение норм материального права (статья 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257)), несоблюдение норм процессуального права (статья 287 АПК РФ), просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении его требований и признании незаконным оспариваемого постановления.
По мнению заявителя кассационной жалобы, объект "Автотехцентр "Сирена", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 24:53:0109001:2344, не является объектом придорожного сервиса, земельный участок, на котором он расположен, не примыкает к автомобильной дороге Р-257, в связи с чем в его действии (бездействии) отсутствуют объективная и субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Предпринимателем также заявлено о назначении дела с проведением судебного заседания.
Отзыв в сроки, установленные в определении суда округа от 15.12.2023, в канцелярию суда не поступил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, с учетом положений статьи 288.2, без вызова сторон и проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, извещены о принятии кассационной жалобы к производству и о порядке её рассмотрения по правилам статей 121-123, 186 АПК РФ (первичные извещения, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайте суда в сети "Интернет").
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ, с учетом разъяснений данных в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" кассационная жалоба рассматривается судьей единолично.
Суд округа с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы не усматривает оснований для вызова лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа приходит к следующим выводам.
При проведении 08.02.2023 постоянного рейда и осмотре автомобильной дороги федерального значения общего пользования Р-257 "Енисей" (участок км. 437 +100 слева) Управлением установлено, что предприниматель допустил нарушение подпункта "б" пункта 13.1 статьи 3 и пункта 15 статьи 4 требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (далее - ТР ТС 014/2011), статьи 22 Закона N 257, пунктов 4.9; 4.10, 5.1.6 ГОСТа 33062-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса, введенного в действие приказом Росстандарта от 14.08.2015 N 1163-ст (далее - ГОСТ 33062-2014).
Административный орган выявил следующие нарушения: дорожное движение в зоне влияния объекта придорожного сервиса не организовано, на его территории не обеспечено разделение транспортных потоков (транзитного, съезжающего, движущегося по территории и выезжающего с нее транспорта), с использованием комплекса технических средств организации дорожного движения; отсутствует проект организации дорожного движения, включающий дислокацию технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства) в зоне влияния объекта придорожного сервиса, на его территории и подъездах; присоединение объекта придорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения не согласовано в установленном порядке; установлены дорожные знаки, не предусмотренные проектом (схемой) организации дорожного движения; отсутствует искусственное освещение на подъездах к сооружениям и объектам дорожного и придорожного сервиса.
Оспариваемым постановлением предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Полагая, указанное постановление незаконным, нарушающим его права и интересы, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении требований, суды двух инстанций исходили из того, что данное дело подлежит рассмотрению по правилам упрощенного производства, а также из доказанности факта совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.43 КоАП РФ.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
Согласно пункту 12 статьи 3 Закон N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения такого вреда влекут привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса
Согласно подпункту "б" пункта 13.1 статьи 3 ТР ТС 014/2021 мероприятия по эксплуатации автомобильных дорог должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств.
Соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия (пункт 15 статьи 4 ТР ТС 014/2011).
Пункт 4.9 ГОСТ 33062-2014 предусматривает, что организация дорожного движения в зоне влияния объектов дорожного и придорожного сервиса, а также на их территории должна обеспечивать разделение транспортных потоков (транзитного, съезжающего, движущегося по территории и выезжающего с нее транспорта) и путей движения пешеходов. При этом на территории объектов сервиса должно быть организовано разделение потоков по типам транспортных средств.
Согласно пункту 4.10 ГОСТ 33062-2014 проект организации дорожного движения должен включать дислокацию технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства) на автомобильной дороге в зоне влияния объектов дорожного или придорожного сервиса, на их территории и подъездах. Для лучшей ориентации водителей у въезда на территорию объекта дорожного и придорожного сервиса следует размещать схему проезда, парковки и выезда. Проект организации дорожного движения должен включать дислокацию технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства) на автомобильной дороге в зоне влияния объектов дорожного или придорожного сервиса, на их территории и подъездах. Для лучшей ориентации водителей у въезда на территорию объекта дорожного и придорожного сервиса следует размещать схему проезда, парковки и выезда.
Согласно пункту 5.1.6 ГОСТ 33062-2014 размещение и эксплуатация объектов дорожного и придорожного сервиса должны осуществляться при соблюдении требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, установленных законодательством государств.
Руководствуясь данными нормами права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
Предприниматель на основании договора аренды от 16.06.2011 N 241-10 получил в пользование земельные участки, находящиеся по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, район ул. Кызыльская, 69, для благоустройства, озеленения, поддержания чистоты и порядка с организацией подъездных путей (дорога общего пользования) с кадастровыми номерами: 24:53:0109001:1257 (площадь 1519 кв.м.) и 24:53:0109001:1255 (площадь 2471 кв.м.).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на земельный участок с кадастровым номером 24:53:0109001:2344 (находится в собственности предпринимателя и на нем расположен объект - Автоцентр "Сирена"), примыкает к земельному участку с кадастровым номером 24:53:0109001:1257. При этом земельный участок 24:53:0109001:2344 имеет "Вид разрешенного использования" - предпринимательство, для размещения объекта предпринимательской деятельности.
Установив данные факты, а также то, что Смагин В.И. зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) его основной вид деятельности - 45.31.1 Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями и дополнительный вид деятельности - 45.20.2 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, суды обоснованно посчитали, что спорный объект используется предпринимателем с коммерческой целью для извлечения прибыли, относится к объектам дорожного сервиса и должен соответствовать требованиям Закона N 257-ФЗ, технического регламента и ГОСТа.
Судами также установлено: на дату составления протокола об административном правонарушении предприниматель для заключения договора на присоединение в компетентный государственный орган не обращался, письменное согласие с приложением технических требований и условий на размещение объекта дорожного сервиса не получал; процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Наказание назначено в минимальном размере санкции нормы, основания для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Установленные судами обстоятельства соответствуют материалам дела, заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты.
Поскольку инкриминируемые предпринимателю нарушения влекут создание непосредственной угрозы безопасности дорожного движения, обуславливают возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения, суды пришли к правильному выводу, что квалификация рассматриваемого правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ обоснована, что соответствует сложившемуся в судебной практике правовому подходу (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.02.2023 N 302-ЭС23-29 по делу N А33-4245/2022).
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованным выводам: о наличии у предпринимателя обязанности по соблюдению указанных требований технического регламента и ГОСТа; о доказанности факта совершения предпринимателем вменяемого ему административного правонарушения; о законности и обоснованности оспариваемого постановления Управления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения требования.
При исследовании и оценке доводов сторон и представленных в их обоснование доказательств по данному вопросу предусмотренные главой 7 АПК РФ требования, в том числе по распределению бремени доказывания имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств, судами соблюдены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены принятых по делу судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Доводы кассационной жалобы являются позицией предпринимателя по делу, приводились им в судах двух инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные в настоящем деле факты и нормы права с изложением мотивов их непринятия.
Указанные доводы по существу выражают несогласие с результатами оценки судами доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые повлияли бы на исход дела и без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
При подаче кассационной жалобы предпринимателем платежным поручением от 05.12.2023 N 407 уплачено 150 рублей государственной пошлины, тогда как по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена (часть 4 статьи 208 АПК РФ), в связи с чем 150 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 июля 2023 года по делу N А33-11881/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Смагину Владимиру Ивановичу из федерального бюджета 150 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 05 декабря 2023 года N 407.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит обжалованию.
Судья |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено: на дату составления протокола об административном правонарушении предприниматель для заключения договора на присоединение в компетентный государственный орган не обращался, письменное согласие с приложением технических требований и условий на размещение объекта дорожного сервиса не получал; процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Наказание назначено в минимальном размере санкции нормы, основания для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
...
Поскольку инкриминируемые предпринимателю нарушения влекут создание непосредственной угрозы безопасности дорожного движения, обуславливают возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения, суды пришли к правильному выводу, что квалификация рассматриваемого правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ обоснована, что соответствует сложившемуся в судебной практике правовому подходу (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.02.2023 N 302-ЭС23-29 по делу N А33-4245/2022)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 января 2024 г. N Ф02-7499/23 по делу N А33-11881/2023