город Иркутск |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А19-26706/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Авана" - Лысенко А. А. (доверенность от 11.01.2018), Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска - Ярошенко М. В. (доверенность N 505-70-580/18 от 22.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Авана" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2018 года по делу N А19-26706/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Назарьева Л.В., суд апелляционной инстанции: Басаев Д. В., Желтоухов Е.В., Каминский В. Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Авана" (ОГРН 1023801427583; ИНН 3810006119; г. Иркутск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - комитет) о признании незаконным отказа N 550-70-12802/17 от 01.11.2017 в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и обязании администрацию города Иркутска утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в течение десяти дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, арбитражными судами неправильно применены нормы земельного законодательства, в частности статей 11.4, 11.10, 39.3, 39.15, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); поскольку между обществом и администрацией имеются правоотношения по поводу аренды земельного участка, на данном земельном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимого имущества, у комитета отсутствовали основания для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, поскольку утверждение схемы необходимо для предварительного согласования предоставления земельного участка на праве собственности в целях эксплуатации принадлежащих обществу объектов; комитет отказал обществу по мотивам, не предусмотренным земельным законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё соответственно.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12.10.2017 общество обратилось в комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предполагая образование новых участков в границах существующего земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:15790, площадью 4 029 кв.м, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 8, находящегося в собственности муниципального образования г. Иркутск.
В обоснование заявления указало, что утверждение указанной схемы необходимо для оформления в собственность земельных участков, на которых расположены торговые нежилые 1-этажные здания из металлических конструкций с утеплителем, площадью 69,1 кв.м и 69,4 кв.м, расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 8, принадлежащие обществу на праве собственности.
Комитет письмом N 550-70-12802/17 от 01.11.2017 отказал в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, исходя из того, что ЗК РФ не предусмотрена возможность подачи в орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка. Не может быть принято решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 100 кв.м каждый, образование которых планируется путем раздела муниципального земельного участка с кадастровым номером 38:36:0000343:15790.
Не согласившись с указанным отказом, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у комитета правовых оснований для утверждения представленной обществом схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с положениями статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (пункт 1).
Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пункт 2).
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке, включающем в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (подпункты 1-3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что заявление об утверждении соответствующей схемы расположения земельных участков, образование которых планируется путем раздела муниципального земельного участка с кадастровым номером 38:36:0000343:15790, было подано обществом вне установленного статьей 39.14 ЗК РФ порядка предоставления в собственность земельного участка, находящегося под принадлежащими ему нежилыми помещениями.
При этом земельный участок с кадастровым номером 38:36:0000343:15790, как обоснованно установлено судами, в установленном законом порядке не предоставлен обществу ни на праве аренды, ни на каком-либо ином праве, позволяющем осуществить его раздел в порядке пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ.
При таких установленных обстоятельствах по делу суды пришли к верному выводу о том, что положения ЗК РФ не предусматривают самостоятельной процедуры по утверждению схемы расположения земельных участков вне рассмотрения заявления о предоставлении данного участка, при отсутствии других целей использования этих участков.
Следовательно, решение комитета об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории является законным.
Вопреки заявленным в кассационной жалобе доводам выводы судов об отсутствии нарушений оспариваемым отказом прав и законных интересов общества сделаны с указанием на рассмотрение подготовленной схемы при обращении общества с заявлением о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность и прохождении процедуры предварительного согласования предоставления земельных участков; судами не указывалось на отсутствие у общества преимущественного права на выкуп расположенных под объектами недвижимого имущества земельных участков.
Ссылка общества в кассационной жалобе на внесение обществом платы за пользование земельным участком подлежит отклонению, поскольку являлась предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получила надлежащую правовую оценку и правомерно признана судами не свидетельствующей о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 38:36:0000343:15790 на праве аренды, поскольку такое право подлежит соответствующему оформлению.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям статьи 71 АПК РФ.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2018 года по делу N А19-26706/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.