город Иркутск |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А33-6427/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Звечаровской Т.А., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края Манакова Александра Викторовича (доверенность от 01.08.2018, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 марта 2018 года по делу N А33-6427/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Слесаренко И.В., суд апелляционной инстанции: Бабенко А.Н., Парфентьева О.Ю., Петровская О.В.),
установил:
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (ОГРН 1152468001773, ИНН 2460087269, г. Красноярск, далее - АО "КрасЭКо", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края (ОГРН 1022401093318, ИНН 2439005538, п. ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, далее - предприятие, ответчик) о взыскании задолженности по договору ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг за ноябрь 2016 года в размере 2 429 594 рублей 56 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 года, исковые требования удовлетворены.
Ответчик в кассационной жалобе просит вынесенные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Предприятие полагает, что не обязано оплачивать начисленный истцом повышающий коэффициент на сумму основного долга, и не должно доказывать отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета в жилых домах. В материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о наличии технической возможности установки приборов учета.
В судебном заседании 16.08.2018 представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержал.
Истец о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей истца.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование о взыскании задолженности за поставленные коммунальные ресурсы (отопление и ГВС).
Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) подписан договор от 13.09.2013 N 50-С, согласно пункту 1.1 которого ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять, осуществлять отвод через присоединенную сеть коммунальные ресурсы для оказания исполнителем коммунальных услуг потребителям, перечень которых определен в приложении N 1 к договору, а исполнитель обязуется оплачивать принятые, отведенные коммунальные ресурсы, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные договором.
Объем коммунальных ресурсов определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с соблюдением условий, оговоренных в настоящем разделе договора, если иное не предусмотрено действующими в Российской Федерации нормативно-правовыми актами (пункт 3.1 договора).
В ноябре 2016 года во исполнение условий договора АО "КрасЭКо" оказало предприятию услуги по отоплению и ГВС на общую сумму 20 493 224 рубля 33 копейки. Объем оказанных услуг в спорный период определен истцом по объектам, оборудованным приборами учета - по показаниям приборов учета, по объектам, не оборудованным приборами учета - по нормативам с учетом повышающего коэффициента.
Стоимость оказанных в спорный период по договору услуг оплачена ответчиком частично, за исключением объема в размере повышающего коэффициента, задолженность составила 2 429 594 рублей 56 копеек.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение предприятием обязательств по договору, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходили из доказанности факта оказания истцом ответчику коммунальных услуг, их объема и стоимости, отсутствия доказательств оплаты долга в полном объеме, наличия технической возможности для установки приборов учета в жилых домах и, соответственно, обоснованности применения в расчете задолженности повышающего коэффициента.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.07.2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 01.01.2019 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Таким образом, в случае, если в установленный срок в многоквартирных домах собственники не установили общедомовые приборы учета, обязанность по их установке возлагается на организации, которые осуществляют снабжение энергоресурсами или их передачу, т.е. на ресурсоснабжающие или сетевые организации.
Из положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться повышающий коэффициент к установленным нормативам потребления.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг от 13.09.2013 N 50-С; схемы тепловых сетей по многоквартирным домам; акты обследования на предмет установления наличия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного, коллективного (общедомового) приборов учета; технические условия на установку приборов учета) суды установили, что ответчиком не доказана техническая невозможность установки общедомовых приборов учета на существующих инженерных сетях в заявленный в иске период. Кроме того, за пределами спорного периода приборы учета в спорных домах были установлены.
В нарушение части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не включили в предмет исследования вопрос о том, по чьей вине приборы учета не были установлены своевременно - по вине истца как ресурсоснабжающей организации, на которой лежит обязанность по оснащению приборами учета, или по вине ответчика как управляющей компании, не обеспечившей готовность внутридомовых сетей к установке приборов. Исходя из этого должны распределяться риски несения неблагоприятных последствий пропуска нормативного срока по оснащению многоквартирных домов приборами учета в виде повышающего коэффициента.
Данные нарушения норм права могли привести к вынесению неправильного решения. С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело N А33-6427/2017 - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, распределить судебные расходы, в том числе за кассационное разбирательство.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 марта 2018 года по делу N А33-6427/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.