город Иркутск |
|
20 августа 2018 г. |
Дело N А33-26242/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Звечаровской Т.А., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевым Р.Л.,
с участием судьи, осуществляющего организацию сеанса видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края, Сысоевой О.В. и при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Забайкальского края секретарем судебного заседания Захаровой Е.В.,
при участии представителей: товарищества собственников жилья "Озерное" - Михалева Д.В. (доверенность от 01.01.2018, паспорт); регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края - Бекасова С.С. (доверенность от 09.01.2018, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Озерное" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2018 года по делу N А33-26242/2017 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
товарищество собственников жилья "Озерное" (ОГРН 1022402133170, ИНН 2463051221, г. Красноярск, далее - ТСЖ "Озерное", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (ОГРН 1132468055268, ИНН 2466266666, г. Красноярск, далее - региональный фонд) об обязании перечислить средства фондов капитального ремонта многоквартирных домов на специальные счета в филиале "Сибирский" Банка ВТБ (ПАО), владельцем которых является ТСЖ "Озерное", в том числе:
- на специальный счет N 40705810100430000066 - в отношении многоквартирного дома N 21, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Е.Д. Стасовой;
- на специальный счет N 40705810400430000067 - в отношении многоквартирного дома N 25, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Е.Д. Стасовой;
- на специальный счет N 40705810700430000068 - в отношении многоквартирного дома N 29, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Е.Д. Стасовой;
- на специальный счет N 40705810000430000069 - в отношении многоквартирного дома N 31, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Е.Д. Стасовой;
- на специальный счет N 40705810400430000070 - в отношении многоквартирного дома N 35, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Е.Д. Стасовой;
- на специальный счет N 40705810700430000071 - в отношении многоквартирного дома N 39, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Е.Д. Стасовой.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 января 2018 года по делу N А33-26242/2017 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2018 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ТСЖ "Озерное" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм права, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционным судом не учтено, что: решения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ТСЖ "Озерное", а также сделки по открытию специальных счетов для формирования фондов капитального ремонта недействительными судом не признавались, основания для признания их ничтожными отсутствуют; из схемы водопроводных сетей следует, что все дома, управление которыми осуществляет товарищество, находятся на смежных земельных участках и имеют общие сети инженерно-технического обеспечения; факт отказа Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края во внесении соответствующих сведений в реестр специальных счетов многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение формировать фонды капитального ремонта на открытых на ТСЖ "Озерное" специальных счетах, не имеет правового значения для рассмотрения спора; у регионального оператора отсутствуют полномочия по решению вопроса о возможности (или невозможности) какого-либо лица являться владельцем специальных счетов.
Региональным фондом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором ответчик указывает на несостоятельность доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания и путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения жалобы на портале сайта www.kad.arbitr.ru).
В судебном заседании 14.08.2018 представитель ТСЖ "Озерное" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель регионального фонда указал на их несостоятельность.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, решение о выборе способа управления товариществом принято собственниками жилых помещений при его создании.
20.03.2017 собственниками помещений в многоквартирных домах N N 21, 25, 29, 31, 35, 39 по ул. Е.Д. Стасовой в г. Красноярске проведено общее собрание собственников и принято решение по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов на специальном счете, владельцем специального счета определено ТСЖ "Озерное".
Решения оформлены протоколами от 20.03.2017 по каждому дому.
На основании принятых решений ТСЖ "Озерное" обратилось в кредитное учреждение (открытое акционерное общество "Банк Москвы") с заявлением об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта для каждого дома.
В информационном письме банк уведомил товарищество об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта домов, входящих в ТСЖ "Озерное".
ТСЖ "Озерное" направило в Службу строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю и в региональный фонд уведомления (N N 10/03-17, 11/03-17 от 27.03.2017) о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете с приложением копий протоколов общего собрания собственников помещений.
В письме N 13-5217 от 13.04.2017 Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края сообщила ТСЖ "Озерное", что многоквартирные дома расположены на разных земельных участках и не имеют общую границу, в связи с чем ТСЖ "Озерное" не может быть владельцем специального счета и в настоящее время включить в реестр специальных счетов указанные многоквартирные дома не предоставляется возможным.
Письмом N 2350/2017 от 14.04.2017 региональный фонд сообщил товариществу об отсутствии возможности включения в реестр специальных счетов многоквартирных домов, сославшись на вышеуказанные обстоятельства.
Ссылаясь на то, что у ответчика отсутствуют права в отношении денежных средств, поступивших от собственников помещений в многоквартирных домах N N 21, 25, 29, 31, 35, 39 по ул. Е.Д. Стасовой в г. Красноярске в виде уплаты взносов на капитальный ремонт, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 36, 44, 136, 161, 169, 170, 172, 174, 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451, суд первой инстанции пришел к выводу, что в случае уведомления регионального оператора об изменении способа формирования фонда капитального ремонта дома с представлением документа, подтверждающего принятие собственниками такого решения, обязанность, возложенная на него в соответствии частью 7 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 3 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451, подлежит безусловному исполнению.
Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что ТСЖ "Озерное" создано 15.09.2000, в связи с чем положения действующей редакции пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежат применению в рассматриваемом случае.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, апелляционный суд указал на то, что товарищество не может быть владельцем специального счета, на который должны поступать денежные средства для формирования фонда капитального ремонта, в силу ограничений, установленных жилищным законодательством.
Суд округа полагает, что выводы апелляционного суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательстве акты Российской Федерации" (далее - Закон N 123-ФЗ) в часть 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым товарищество собственников жилья может быть создано: 1) собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах; 2) собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома.
При этом статьей 8 Закона N 123-ФЗ определено, что действие пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на товарищества собственников жилья, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Закон N 123-ФЗ вступил в законную силу с 18.06.2011.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 255-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ), в частности Закон N 189-ФЗ был дополнен статьей 5.1, из которой следует, что товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть реорганизовано в порядке, установленном частями 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 01.07.2016, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.
Закон N 255-ФЗ вступил в законную силу с 01.09.2014.
С учетом приведенного нормативного регулирования апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что законодателем установлен переходный период с 01.09.2014 по 01.07.2016 для того, чтобы все товарищества, независимо от даты их создания, были приведены в соответствие с требованиями пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, действие статьи 5.1 Закона N 189-ФЗ распространяется на товарищества собственников жилья, созданные, в том числе до 18.06.2011.
В соответствии с частью 3 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме разделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 настоящего Кодекса. Решение о разделении товарищества может быть принято на общем собрании его членов большинством голосов членов товарищества от числа голосов членов товарищества, присутствующих на его общем собрании, при условии согласия на такое разделение общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение о котором принято большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом многоквартирном доме в течение двух лет с момента проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений в котором инициировали такое разделение.
Реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме выделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 настоящего Кодекса. Решение о выделении товарищества может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме (часть 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание факт невыполнения ТСЖ "Озерное" соответствующих действий по реорганизации в порядке, установленном частями 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении товарищества, расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах, апелляционный суд правомерно отклонил довод ТСЖ "Озерное" о том, что принятие собственниками помещений в многоквартирных домах соответствующих решений об определении способа формирования фонда капитального ремонта само по себе является достаточным основанием для включения в реестр специальных счетов сведений о многоквартирных домах.
Довод заявителя об отсутствии у регионального оператора полномочий по решению вопроса о возможности (или невозможности) какого-либо лица являться владельцем специальных счетов также обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку частью 7 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации на регионального оператора возложена обязанность передать документы и информацию владельцу специального счета.
Следовательно, региональный оператор должен установить (проверить) соответствует ли лицо требованиям, предъявляемым к владельцу специального счета.
Иное толкование может привести к выводу о том, что региональный оператор обязан передать документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, любому обратившему к нему лицу, назвавшемуся владельцем счета.
Выводы суда отвечают правилам доказывания и оценки доказательств. Полномочий по оценке доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятого по делу судебного акта, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2018 года по делу N А33-26242/2017 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.