город Иркутск |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А74-9780/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Качукова С.Б., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,
с участием в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Прометей" Балгановой В.А. (доверенность от 01.09.2016, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия кассационную жалобу истца - муниципального унитарного предприятия г. Абакана "Управляющая жилищная компания" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 июля 2016 года по делу N А74-9780/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Мельник Л.И., суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие г. Абакана "Управляющая жилищная компания" (ИНН 1901069722, ОГРН 1051901102109, г. Абакан, далее - МУП "УЖК", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "ВСК-Прометей" (ИНН 1901065189, ОГРН 1041901023185, г. Абакан, далее - ООО "ВСК-Прометей", общество, ответчик) о взыскании 199 591 рубля 18 копеек задолженности за оказанные в период с 01.10.2014 по 31.12.2014 и с 01.02.2015 по 31.08.2015 коммунальные услуги, услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 июля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2016 года, иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 113 707 рублей 05 копеек задолженности. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МУП "УЖК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды применили закон, не подлежащий применению (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170); мероприятия по технологическому присоединению в целях увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств не относятся к работам, проводимым при капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома; расходы на проведение указанных мероприятий должны нести все собственники пропорционально своей доле.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном в суде кассационной инстанции представителем, ООО "ВСК-Прометей" сослалось на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем просило в удовлетворении жалобы отказать.
МУП "УЖК" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда -fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru; почтовое уведомление 66402506064238), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, ответчику принадлежат на праве собственности нежилые помещения N 18Н, N 17Н площадью 105,9 кв. м и 361, 7 кв. м соответственно, расположенные в многоквартирном жилом доме N 61 по адресу: г. Абакан, пр. Ленина.
Истец, являясь управляющей компанией названного жилого дома, в период с 01.10.2014 по 31.12.2014, с 01.02.2015 по 31.08.2015 оказывал собственникам помещений многоквартирного дома услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения (ГВС).
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя иск частично, руководствовались статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 158, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, и исходили из наличия обязанности ответчика как собственника нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, нести расходы по содержанию общего имущества и оплате коммунальных услуг.
При этом суды пришли к выводу о том, что стоимость работ по переводу многоквартирного дома с газового на электропищеприготовление нельзя отнести к расходам по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома.
Суд округа считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства и с учетом того, что помещения ответчика расположены в многоквартирном доме, управление которым осуществляет истец, а доказательств оплаты коммунальных услуг и расходов на содержание общего имущества ответчиком не представлено, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска. Данный вывод судов истцом не оспаривается. Спорным является вопрос относительно расчета суммы задолженности исходя из вида произведенных работ (текущий или капитальный ремонт).
Судами установлено, что протоколом общего собрания от 25.11.2014 собственниками помещений установлено два тарифа на содержание и текущий ремонт - 36 рублей 11 копеек (для жилых помещений) и 16 рублей 11 копеек (для нежилых помещений) на 2015 год. При этом в тариф в размере 36 рублей 11 копеек включены расходы по оплате услуг по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 11.03.2015 N 101 в сумме 253 807 рублей 28 копеек в целях перевода дома на электропищеприготовление.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 3 статьи 15 названного Закона содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газопотребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
Пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Работы, относящиеся к капитальному или текущему ремонту, определены также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила). Данными Правилами предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном или текущем ремонте жилищного фонда (Приложения N 7 и N 8).
В соответствии с Приложением N 8 Правил к капитальному ремонту жилого помещения относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации; установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок); ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%; утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров); замена внутриквартальных инженерных сетей; установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей).
В соответствии с Разделом II и Приложением N 7 Правил текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. К текущему ремонту отнесены герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов. Частичная смена отдельных элементов перекрытий; заделка швов и трещин; укрепление и окраска. Усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
Следовательно, текущий ремонт - это ремонт, который предупреждает преждевременный износ объекта. Он состоит в систематическом и своевременном проведении работ по предохранению имущества от преждевременного износа и устранению возникающих повреждений и неисправностей.
Кроме того, Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры утверждено "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения").
В указанном Положении приводится определение текущего ремонта здания - как ремонта здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей; капитального ремонта здания - как ремонта здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Из анализа вышеназванных нормативных актов следует, что в ходе капитального ремонта многоквартирного дома подлежат выполнению и работы, которые при их отдельном производстве, могли быть отнесены к текущему ремонту.
Таким образом, в данном случае работы, связанные с мероприятиями по технологическому присоединению к системам электроснабжения с целью увеличения мощности, как необходимый элемент в связи с заменой оборудования (установкой электропечей взамен газовых), относятся к капитальному ремонту жилого дома.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", была изменена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Из ее состава была исключена плата за капитальный ремонт, а добавлен взнос на капитальный ремонт, который определяется, уплачивается и направляется на погашение стоимости капитального ремонта многоквартирного дома в особом порядке.
Учитывая изложенное, арбитражные суды пришли к верному выводу о том, что поскольку работы по переводу многоквартирного жилого дома на электропищеприготовление относятся к капитальному ремонту и соответствующие расходы не могут быть включены в тариф по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома, а истцом не представлены доказательства не внесения собственниками помещений в спорном многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт или полное их использование, в связи с чем имелась необходимость в несении дополнительных расходов по статье "капитальный ремонт", то применение истцом тарифа в размере 36 рублей 11 копеек при расчете стоимости содержания и текущего ремонта неправомерно.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно произвели расчет задолженности за период с 01.02.2015 по 31.08.2015 исходя из тарифа 16 рублей 11 копеек.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 июля 2016 года по делу N А74-9780/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.