Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Иркутск |
|
09 февраля 2017 г. |
Дело N А19-2299/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при участии в судебном представителя прокуратуры Иркутской области Царевой Н.Н. (служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Дорожник" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2016 года по делу N А19-2299/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 сентября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),
установил:
заместитель прокурора Иркутской области обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее - Министерство) от 19.112015 N 623-мр "О внесении изменений в соглашение об условиях недропользования на южной части месторождения гранитов "Ольхинское" к лицензии ИРшл 00027 ТЭП".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество "Дорожник" (ОГРН 1023802719247, ИНН 3837000361, п. Слюдянка Иркутской области; далее - ЗАО "Дорожник", общество), Правительство Иркутской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - ТУ Росимущества).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 сентября 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
ЗАО "Дорожник" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 102, 105 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 25.1 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пунктов 3, 8 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2013 N 69, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемое распоряжение не нарушает нормы лесного законодательства; судами не установлен факт осуществления деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями лесного участка в "зеленой зоне", а также действия, направленные на разработку участка недр в этой зоне; в Законе о недрах отсутствует запрет на предоставление в пользование участка недр ввиду его нахождения в "зеленой зоне" или иных лесов, выполняющих функции защиты природных или иных объектов; корректировка границ предоставляемых недропользователю лесных участков и исключение из их числа лесов "зеленой зоны" будет осуществлена при разработке и исполнении проекта лесов, где разработка недр не будет осуществляться.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура Иркутской области считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда кассационной инстанции от 18 января 2017 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего судьи Чупрова А.И., в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу, на судью Шелёмину М.М. Рассмотрение кассационной жалобы производится с самого начала.
Определением от 18 января 2017 года в порядке, предусмотренном абзацем 2 части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы отложено на 02 февраля 2017 года на 12 часов 00 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель прокуратуры Иркутской области в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой, выявлено, что ЗАО "Дорожник" 27.08.2007 выдана лицензия ИРшл 00027 ТЭП на право пользования недрами. Приложением к указанной лицензии является соглашение об условиях недропользования на южной части месторождения гранитов "Олхинское", заключенное между ЗАО "Дорожник" и администрацией муниципального образования Шелеховский район (далее - Соглашение). Согласно пункту 1.1 Соглашения ЗАО "Дорожник" (Недропользователь) наделен правом пользования недрами с целью добычи гранитов на южной части месторождения "Олхинское" в Шелеховском районе для производства облицовочного камня. Участок недр ограничен точками с географическими координатами, указанными в пункте 2 Соглашения.
Между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ЗАО "Дорожник" заключен договор аренды лесного участка от 24.02.2011 N 91-64/11, согласно которому ЗАО "Дорожник" предоставлен лесной земельный участок, расположенный на территории Шелеховского лесничества, в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых - строительство и эксплуатация карьера. Согласно пункту 1.1 договора аренды (в редакции установленной дополнительным соглашением от 14.08.2013 к договору) лесной участок предоставляется в границах, указанных в акте натурного технического обследования лесного участка от 08.08.2013, утвержденном Агентством лесного хозяйства Иркутской области 14.08.2013, плане лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 70-2011-02.
19.11.2015 на основании заявления ЗАО "Дорожник" на заседании комиссии по рассмотрению вопросов регулирования отдельных отношений недропользования принято решение о внесении изменений в границы участка недр. Основанием для внесения изменений явилось уточнение координат, соответствующих расположению фактических границ контура подсчета запасов.
Распоряжением Министерства от 19.11.2015 N 623-мр в Соглашение об условиях недропользования на южной части месторождения "Олхинское" внесены изменения в части географических координат угловых точек участка недр.
Прокуратура Иркутской области, полагая, что названное распоряжение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемое распоряжение Министерства не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Российской Федерации на владение, пользование и распоряжением имуществом.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса (часть 1). Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть 2).
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых (статья 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (статья 10 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2). Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4).
Статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам отнесены леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса (часть 1). С учетом особенностей правового режима защитных лесов одной из категорий указанных лесов являются леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, к которым среди прочих отнесены зеленые зоны (часть 2). В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5).
В зеленых зонах запрещается разработка месторождений полезных ископаемых (пункт 1 части 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суды установили, что большая часть границы земельного участка месторождения "Олхинское" расположена в границах зеленых зон (защитные леса Шелеховского лесничества), что подтверждается лесохозяйственным регламентом Шелеховского лесничества и заключением ФГУП "Рослесинфорг"; изменение оспариваемым распоряжением описанных в лицензии ЗАО "Дорожник" координат повлекло изменение месторасположения границ участка недр, что не было учтено Министерством при издании распоряжения. В этой связи суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии распоряжения от 19.11.2015 N 623-мр действующему законодательству.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами не установлен факт осуществления деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями лесного участка в "зеленой зоне", и Законом о недрах не установлен запрет на предоставление в пользование участка недр ввиду его нахождения в "зеленой зоне" или иных лесов, выполняющих функции защиты природных или иных объектов, как несостоятельные в правовом отношении. Названным законодательством предусмотрен запрет на разработку полезных ископаемых в зоне защитных лесов ("зеленая зона"). При этом факт осуществления (неосуществления) деятельности по добыче полезных ископаемых на спорном участке не имеет значения для определения законности оспариваемого по делу акта. Наличие у общества лицензии на право пользования недрами предполагает, что недропользователь наделен правом пользования недрами с целью добычи гранитов на южной части месторождения "Олхинское" для производства облицовочного камня.
Обоснованно отклонен судами и довод ЗАО "Дорожник" о том, что содержащийся в статье 105 Лесного кодекса Российской Федерации запрет на осуществление отдельных видов деятельности в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, может быть учтен при подготовке и исполнении проекта освоения лесов, поскольку разработка месторождений полезных ископаемых в соответствии с положениями статей 25, 27, 105 Лесного кодекса Российской Федерации не является разрешенным видом использования лесов зеленой зоны.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2016 года по делу N А19-2299/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 сентября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.