город Иркутск |
|
16 февраля 2017 г. |
Дело N А19-8385/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Бурковой О.Н., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей: закрытого акционерного общества "СтройКонсалт": Бояновой О.Н. (доверенность N 02/2017-Д от 09.01.2017, паспорт) и Ронжиной Е.М. (доверенность N 03/2017-Д от 09.01.2017, паспорт), муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г.Иркутска - Хиценко А.Н. (доверенность N 38АА1868100 от 05.12.2015, паспорт), Службы по тарифам Иркутской области - Рупосовой Н.Н. (доверенность N 79-37-760/16-2 от 21.03.2016, паспорт), Администрации города Иркутска - Цыреновой М.В. (доверенность от 23.09.2016, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "СтройКонсалт" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 июня 2016 года по делу N А19-8385/2015 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Кириченко С.И., апелляционный суд: Макарцев А.В., Скажутина Е.Н., Юдин С.И.),
установил:
закрытое акционерное общество "СтройКонсалт" (ОГРН 1023801548506, ИНН 3811074143, г.Иркутск, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Администрации города Иркутска (далее - администрация) об освобождении от юридической обязанности осуществлять оплату по тарифу на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, установленному Постановлением администрации N 031-06-231/12 от 29.02.2012, по договорам о подключении к системам коммунальной инфраструктуры N 163/ТП-12 от 18.05.2012 и N 168/ТП-12 от 31.05.2012.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 08 сентября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г.Иркутска (ОГРН 1033802256730, ИНН 3821005886, Иркутская область, г.Иркутск, далее - предприятие).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2015 года произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации - на надлежащего - предприятие.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация и Служба по тарифам Иркутской области (далее - служба).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 июня 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2016 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что при утверждении изменений инвестиционной программы предприятия (далее - инвестиционная программа) допущены нарушения. При этом письмо службы N 79-37-4086/11 от 16.12.2011, свидетельствующее об отсутствии оснований для пересмотра инвестиционной программы, судами надлежащим образом не оценивалось.
Также общество указывает на необоснованное изменение единицы нагрузки и существенное увеличение тарифов, объемных показателей присоединяемой нагрузки, что приведёт к повышению себестоимости объектов капитального строительства.
В отзывах на кассационную жалобу служба и предприятие, не соглашаясь с доводами общества, указывают на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, в связи с чем просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители общества поддержали требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям; представители службы, предприятия и администрации, ссылаясь на правомерность принятых по делу судебных актов, считали кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, между предприятием и обществом заключены договоры о подключении к системам коммунальной инфраструктуры N 168/ТП-12 от 31.05.2012 и 163/ТП-12 от 18.05.2012.
По условиям указанных договоров общество обязано внести плату за подключение к системе коммунальной инфраструктуры объектов капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой", расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 41, и "Административное здание со студенческим кафе", расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский округ, переулок Сударева.
Плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры в названных договорах определена на основании тарифа на подключение, установленного Постановлением администрации N 031-06-231/12 от 29.02.2012.
Данное постановление принято на основании инвестиционной программы, утверждённой решением Думы города Иркутска от 26.12.2011 N 005-20-290460/1 "О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 25.06.2009 N 004-20-621070/9 "Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" г. Иркутска "Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Иркутска на 2009 - 2012 годы".
Поскольку в связи с отменой Постановления администрации от 29.02.2012 N 031-06-231/12 у истца отсутствует право на обращение в суд с иском о признании данного нормативного акта недействующим, общество воспользовалось правом, предоставленным ему действующим законодательством, и обратилось с требованием об освобождении его от юридической обязанности осуществлять оплату по тарифу на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, установленному указанным Постановлением, по договорам о подключении к системам коммунальной инфраструктуры N 163/ТП-12 от 18.05.2012 и N 168/ТП-12 от 31.05.2012.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Частью 11 статьи 11 указанного закона установлено, что представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии со статьёй 12 Закона N 210-ФЗ, действовавшей на момент заключения договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры N 163/ТП-12 от 18.05.2012 и N 168/ТП-12 от 31.05.2012, плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечёт за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Размер платы определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Плата вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Судами обоснованно установлено, что Постановлением администрации от 29.02.2012 N 031-06-231/12 тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также единица нагрузки приведены в соответствие с инвестиционной программой, утверждённой решением Думы города Иркутска от 26.12.2011 N 005-20-290460/1.
Законность указанной инвестиционной программы установлена вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Иркутска от 13 апреля 2015 года по гражданскому делу N 2-1168/2015.
Поскольку тарифы, установленные Постановлением администрации N 031-06-231/12 от 29.02.2012 и на основании которых определена плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры в названных договорах, носящих публичный характер, являлись едиными для всех потребителей вне зависимости от назначения подключаемых объектов капитального строительства, установлены в соответствии с инвестиционной программой, законность которой подтверждена вступившим в законную силу судебным актом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для освобождения истца от обязанности осуществлять оплату по указанным тарифам.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку, по существу выражают несогласие истца с положениями инвестиционной программы и направлены на преодоление вступившего в законную силу решения Кировского районного суда города Иркутска от 13 апреля 2015 года по гражданскому делу N 2-1168/2015.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 июня 2016 года по делу N А19-8385/2015 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.