город Иркутск |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А10-1249/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Шелёминой М. М., Шелега Д. И.,
при участии в судебном заседании представителей Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Барышевой А.В. (доверенность от 09.01.2017); акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" Рымаревой Н.А. (доверенность от 09.01.2017),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 июля 2016 года по делу N А10-1249/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Пунцукова А.Т.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.)
установил:
акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (г. Улан-Удэ, ИНН 0326481003, ОГРН 1080327000599, далее - АО "Улан-Удэ Энерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ, Служба) о признании недействительным приказа от 23.12.2014 N 1/30 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы" в редакции приказа от 24 декабря 2015 года N 1/51 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия" в части установления необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации АО "Улан-Удэ Энерго" по статье затрат "Амортизация" в сумме 82 166 790 рублей в связи с невключением в данную сумму затрат по переоценке; обязании РСТ устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в приказ от 23.12.2014 N 1/30 по статье затрат "Амортизация" в сумме 102 054,26 тысяч рублей (с учетом произведенной переоценки).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2016 года решение суда от 12 июля 2016 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "Улан-Удэ Энерго" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права - нормативных правовых актов в сфере бухгалтерского учёта, пункта 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования); просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу РСТ считает её доводы несостоятельными.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 января 2017 года произведена замена судьи Чупрова А.И. в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьёй 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на судью Кадникову Л.А.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель РСТ полагает судебные акты законными.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом РСТ от 23.12.2014 N 1/30 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы" в редакции приказа от 24 декабря 2015 года N 1/51 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия" установлен размер необходимой валовой выручки (НВВ) территориальной сетевой организации АО "Улан-Удэ Энерго" по статье затрат "Амортизация" в сумме 82 166 790 рублей.
Общество просило определить размер НВВ по статье "Амортизационные отчисления" в сумме 102 054,26 тысяч рублей с учётом проведённой переоценки основных средств на 31.12.2014.
Не согласившись с приказом и полагая, что сумма 19 887 470 рублей расходов по статье "Амортизационные отчисления" неправомерно была отклонена РСТ, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно учли следующее.
Предметом судебной проверки являлся приказ уполномоченного в сфере государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций органа, касающийся определения необходимой валовой выручки общества на 2016 год.
Пунктом 2 Основ ценообразования определено, что необходимая валовая выручка - это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Основным видом деятельности общества является передача электрической энергии; данная деятельность является регулируемой.
Государственное регулирование деятельности АО "Улан-Удэ Энерго" осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на последующий долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы. Данный метод регулирования предусмотрен пунктом 12 Основ ценообразования.
Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждены приказом ФСТ Российской Федерации от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
На основании пункта 11 Методических указаний необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей АО "Улан-Удэ Энерго" на 2016 год долгосрочного периода регулирования 2015-2019 годы корректируется по формуле 2, где определено, что неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, включают в себя, в том числе амортизацию основных средств, расходы на которую для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования.
Пунктом 27 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.
Не принимая расходы общества по статье "Амортизация" на 2016 год с учётом переоценки основных средств, РСТ исходила из того, что инвестиционная программа общества на 2014 год, а также на последующие годы, источником финансирования мероприятий которой является амортизация, результаты переоценки основных средств, проведенной АО "Улан - Удэ Энерго" на 31.12.2014, не содержит. В этой связи затраты общества по статье "Амортизация" на 2016 год приняты в размере 82 166,79 тысяч рублей без учета переоценки основных средств, исходя из фактических амортизационных отчислений за 2014 год.
Соглашаясь с указанной позицией органа, осуществляющего государственное регулирование тарифов, и отраженной в оспариваемом приказе, суды двух инстанций установили следующее.
Обществом велась переписка с Минтрансом Республики Бурятия по утверждению инвестиционной программы на 2016 год с учетом корректировки в связи с проведенной переоценкой основных средств.
Однако, материалы дела не содержат сведений о том, что в инвестиционную программу общества на 2016-2019 годы вносились корректировки.
Поскольку инвестиционная программа общества на 2014 год, а также на последующие годы, источником финансирования мероприятий которой является амортизация, не содержит результаты переоценки основных средств, проведенной обществом на 31.12.2014, то у РСТ не имелось оснований для принятия к учету спорных затрат.
Следовательно, Службой правомерно в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки сетевой организации АО "Улан-Удэ Энерго" на 2016 год не были приняты результаты переоценки основных средств в сумме 19887,47 тысяч рублей.
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что проведённая им переоценка основных средств по состоянию на 31.12.2014 была экономически обоснованной, проведена в соответствии с действующими методическими указаниями, в связи с чем подлежала включению в необходимую валовую выручку на 2016 год.
Названные доводы проверены, однако учтены быть не могут, поскольку амортизационные отчисления по результатам переоценки основных средств в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учёту сами по себе не обязывают орган государственного регулирования тарифов принимать результаты такой переоценки при определении необходимой валовой выручки.
Суды верно применили положения приведённого выше пункта 27 Основ ценообразования, в силу которого результаты переоценки основных фондов при расчёте экономически обоснованного размера расходов на амортизацию учитываются при условии, что расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы организации.
Общество не подтвердило, что оспариваемый приказ нарушает его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в суд доказательств того, что его инвестиционная программа на 2014 и последующие годы, источником финансирования мероприятий которой является амортизация, содержит результаты названной выше переоценки основных средств.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправильно применили положения пункта 27 Основ ценообразования, поскольку у общества имеется утверждённая в установленном порядке приказом Министерства энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия N 273 от 02.09.2014 инвестиционная программа; одним из источников финансирования этой программы являются расходы на амортизацию; пункт 27 Основ ценообразования не требует обязательного включения результатов переоценки в инвестиционную программу; установление её размера (с учётом переоценки) не является компетенцией РСТ.
Названные доводы проверены, однако не могут быть учтены.
В составе необходимой валовой выручки учитываются экономически обоснованный размер расходов на амортизацию при названном выше условии - эти расходы являются источником финансирования мероприятий инвестиционной программы.
Между тем РСТ правомерно учла в составе НВВ затраты по статье "Амортизация" без учёта их увеличения за счёт переоценки основных фондов, так как инвестиционная программа на 2014 год и последующие годы утверждена без учёта результатов переоценки, а, следовательно, доначисленная сумма 19 887 470 рублей (не принятая РСТ) не является источником финансирования мероприятий инвестиционной программы.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 июля 2016 года по делу N А10-1249/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.