город Иркутск |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А58-950/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Кадниковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества Производственное объединение "Якутцемент" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2018 года по делу N А58-950/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Эверстова Р.И., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
акционерное общество Производственное объединение "Якутцемент" (ОГРН 1031401422403, далее - общество, АО ПО "Якутцемент") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - административный орган, Минфин) о признании незаконным и отмене постановления от 09.02.2018 N 1/15.15.5-2018/7.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2018 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
В кассационной жалобе общество ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения судами части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112 "Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги" (далее - Постановление от 16.04.2015 N 112).
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), обществом заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество и ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий РС (Я)" (далее - агентство) заключили соглашения, предметом которых являлось предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги без учета НДС в порядке, установленном Постановлением от 16.04.2015 N 112.
По соглашениям о предоставлении субсидии за 2 полугодие 2016 года - 1 полугодие 2017 года поступили средства субсидии на расчетный счет заявителя в сумме 38 972 853 рублей, в том числе: платежными поручениями от 16.12.2016 N 6744, от 22.03.2017 N 1249, от 17.08.2017 N 4295, от 30.11.2017 N 6315 за поставку населению коммунальных услуг, а именно: отопление, поставка тепловой энергии, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение.
Пунктом 3.1 соглашений о предоставлении субсидий установлены условия предоставления субсидий, в том числе подпунктом "г" установлено обязательное условие - работа получателя в Единой интегрированной информационной аналитической системе по начислению и сбору платежей населения РС (Я) за жилищно-коммунальные услуги.
Подпунктом "в" пункта 3.1 соглашений о предоставлении субсидий определено согласие получателя на осуществление агентством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий, которое является обязательным условием предоставления субсидии.
В ходе выездной проверки обоснованности предоставления средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и их использования за 2016-2017 годы административным органом установлено, что обществом не обеспечено выполнение условия предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, в части работы в Единой интегрированной информационной аналитической системе по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЕИИАС ЖКУ).
Минфин постановлением от 09.02.2018 N 1/15.15.5-2018/7 привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 433 496 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заявителем не соблюдено обязательное условие предоставления субсидии - работа в Единой интегрированной информационной аналитической системе по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги, правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Суд кассационной инстанции находит судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения по статье 15.15.5 КоАП РФ являются бюджетные правоотношения, складывающиеся при предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Объективная сторона правонарушений по части 2 названной статьи заключается в нарушении условий предоставления субсидий.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе условия соглашений от 13.12.2016 N 135, от 20.03.2017 N 86-д, от 1904.2017 N 122-я, проверив порядок привлечения общества к административной ответственности, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаниями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды установили наличие в действиях общества событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, порядок привлечения общества к административной ответственности соблюденным, равно как и требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к назначению административного наказания. При этом суды исходили из того, что административный орган доказал факт противоправных действий со стороны общества, выразившееся в нарушении установленного в Соглашениях порядка обществом, являющимся получателем субсидии, обязательного условия предоставления субсидии - работа в Единой интегрированной информационной аналитической системе по начислению и сбору платежей населения РС (Я) за жилищно-коммунальные услуги.
Признавая заявление общества об оспаривании упомянутого постановления административного органа не подлежащим удовлетворению, суды не установили обстоятельств, которые могли бы освобождать общество от административной ответственности, равно как и малозначительности совершенного обществом правонарушения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами недействующей редакции Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 16.04.2015 N 112, отклоняется, так как в период нарушения заявителем условий предоставления субсидий с 22.08.2016 по 30.03.2017 правоотношения по предоставлению субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов регулировались указанным порядком.
Поскольку условия предоставления субсидий определялись именно в Соглашениях (в том числе пунктах 3.1), в которые соответствующие изменения после принятия Постановления Правительства РС (Я) от 27.09.2017 N 310 сторонами внесены не были, постольку указанное не свидетельствует о наличии оснований для применения обратной силы нормативного правового акта, в соответствии с которым утратило силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 года N 112.
Ссылка заявителя жалобы на положения статьи 1.7 КоАП РФ основана на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы кассационной жалобы общества не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и положений статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2018 года по делу N А58-950/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.