город Иркутск |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А10-6967/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" Очировой Е.Б. (доверенность от 01.01.2018 N 158),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 марта 2018 года по делу N А10-6967/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Логинова Н.А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Ломако Н.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (г. Улан-Удэ, ИНН: 7534018889, ОГРН: 1047550031242, далее - общество, ПАО "ТГК-14") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ" (далее - МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ", жилищная инспекция) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене предписания N 1277-ПР от 12.09.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Дворский" (далее - ООО "Дворский"), председатель совета многоквартирного дома Давыдов В.В.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 марта 2018 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2018 года решение суда от 01 марта 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ПАО "ТГК-14" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; указывает, что часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ); полагает предписание неисполнимым, а также выданным в отсутствие на то полномочий у муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ; просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу жилищная инспекция указывает на то, что общество в силу предписания обязано прекратить начисления с момента открытия лицевых счетов в апреле 2017 до фактического прекращения начислений; указывает на наличие у жилищной инспекции соответствующих полномочий, которыми она наделена Законом Республики Бурятия от 25.11.2016 N 2157-V "О наделении органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" (далее - Закон N 2157-V).
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ПАО "ТГК -14" поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 08 августа 2018 года до 10 часов 10 минут 15 августа 2018 года, о чём сделано публичное извещение.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании обращения Мункуевой В.Б., проживающей по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Жердева, 76А, кв.9, Номоконовой Е.Ю., проживающей по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Жердева, 76А, кв.20, о нарушении требований законодательства при начислении платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, в соответствии с приказом начальника жилищной инспекции Азаревича А.С. N 1277-П/1698 от 28.08.2017 жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО "ТГК-14".
По результатам проверки МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ" в действиях ПАО "ТГК-14" установлено нарушение части 7.1 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации, выразившееся в открытии в апреле 2017 года финансовых лицевых счетов на собственников помещений в многоквартирном доме N 76А по ул. Жердева и начислении платы за отопление и горячее водоснабжение без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 76А по ул. Жердева, о чем составлен акт проверки N 1277-А от 12.09.2017.
По факту выявленного нарушения в адрес ПАО "ТГК-14" вынесено предписание N 1277-ПР от 12.09.2017 о прекращении начисления и взимания платы за отопление и горячее водоснабжение с нанимателей и собственников помещений многоквартирного дома N76А по ул. Жердева, управление которым осуществляется управляющей организацией ООО "Дворский", в срок до 02.10.2017.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций исходили из законности выданного обществу предписания и его исполнимости.
В силу части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании части 7 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями действовавшей в спорный период части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу пункта 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Из содержания указанных норм следует, что собственникам помещений многоквартирного дома, находящегося в управлении управляющей компании, было предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Получение хозяйствующим субъектом статуса управляющей организации влечет для него возникновение статуса исполнителя коммунальных услуг по отношению к жителям находящегося в управлении многоквартирного дома с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями.
Данная правовая позиция выражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259.
Как установили суды, ПАО "ТГК-14" открыты финансовые лицевые счета на собственников помещений в многоквартирном доме N 76А по ул. Жердева 01 апреля 2017 года, закрыты 01 августа 2017 года. Начисление платы за отопление и горячее водоснабжение также осуществлено за указанный период апрель - июль 2017 года.
Собственники помещений многоквартирного жилого дома N 76А по ул. Жердева, г. Улан-Удэ выразили свою волю и выбрали в качестве способа управления - управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации - ООО "Дворский", при этом порядок внесения платы за коммунальные услуги остался неизменным.
Согласно пункту 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилым кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается, что в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, оплата ресурса производится путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
Кроме того, из материалов дела, в том числе, жалоб Мункуевой В.Б., Номоконовой Е.Ю. усматривается, что эти и другие собственники спорных помещений в соответствии с пунктом 30 Правил N 124 до фактической оплаты коммунальных услуг не были уведомлены о наличии у них обязанности уплачивать стоимость полученной коммунальной услуги непосредственно ПАО "ТГК-14".
Суды также проверили требование, изложенное в предписании, на предмет его исполнимости и, оценив имеющиеся в деле доказательства, признали, что у общества такая возможность имелась; общество обязано было прекратить соответствующие начисления в период с апреля 2017 по август 2017 года.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации признана утратившей силу в связи с принятием Федерального закона N 59-ФЗ, учтены быть не могут, так как в настоящем деле период проверки 2017 год; начало действия Федерального закона N 59-ФЗ - 03.04.2018.
Суды также мотивированно с учётом конкретных обстоятельств настоящего дела отвергли доводы общества о том, что положения названной нормы права не применимы к рассматриваемым правоотношениям, с чем соглашается и суд кассационной инстанции.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации наложены ограничения по возможным видам государственного надзора, которые могут быть переданы органу местного самоуправления (муниципальной жилищной инспекции); заявитель полагает, что может быть передан лишь лицензионный контроль в отношении юридического лица, осуществляющего управление многоквартирным жилым домом, а выявление нарушений обязательных требований, предусмотренных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, что имело место в настоящем случае, не является полномочием МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ".
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут.
Как указали суды, МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ" является структурным подразделением администрации г. Улан-Удэ, созданным с целью обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" по осуществлению муниципального жилищного контроля, а также по исполнению переданных отдельных полномочий Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории городского округа "Город Улан-Удэ" (пункт 1.1. Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ", утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.04.2013 N 693-57).
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В отзыве на кассационную жалобу жилищная инспекция указывает на то, что проверочные мероприятия осуществлялись инспекцией в период действия Закона Республики Бурятия N 2157-V; после 01 января 2017 года государственные органы Республики Бурятия уже не имеют полномочий по государственному жилищному надзору, поскольку такие полномочия переданы органам местного самоуправления не только в порядке части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (лицензионный контроль), но и в порядке законодательного регулирования по вопросам ведения субъекта Российской Федерации и предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72, статья 76 Конституции Российской Федерации, подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Статьёй 2 Закона Республики Бурятия N 2157-V инспекция наделена государственными полномочиями по осуществлению государственного жилищного надзора.
При таких условиях следует согласиться с выводами судов о наличии у МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ" с января 2017 года полномочий по проверке правильности начисления и взимания платы за отопление и горячее водоснабжение с собственников и нанимателей помещений многоквартирного жилого дома N 76 по ул. Жердева в г. Улан-Удэ.
Названный правовой подход к оценке полномочий муниципальной жилищной инспекции содержится в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 N 43-АПГ16-15 "Об отмене решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 02.06.2016 и признании частично недействующим Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушения".
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 марта 2018 года по делу N А10-6967/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.